Цель: научить детей составлять сериационные ряды по сенсорным эталонам, познакомить с основными принципами сериации и чередования. Составила учитель-дефектолог Андрианова Е. А. Развитие зрительного восприятия посредством составления сериации как важнейшая составляющая сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста.
Что такое «сериация»? Сериация – это одна из важнейших мыслительных операций. Сериация – это одна из важнейших мыслительных операций. Суть ее составляет установление последовательных взаимосвязей, упорядочивание различий. Простейший пример сериации – сбор ребенком обычной пирамидки.
Сериация является фундаментом понимания и правильного обращения с различными шкалами, инструментами измерения, Сериация является фундаментом понимания и правильного обращения с различными шкалами, инструментами измерения, а также лежит в основе представлений о порядковых числительных, об арифметических и геометрических прогрессиях.
Проблемы, с которыми сталкиваются дети с нарушениями зрения при составлении сериации: несформированность представлений о сенсорных эталонах или их фрагментарность,несформированность представлений о сенсорных эталонах или их фрагментарность, трудности в анализе образца и в сравнении сенсорных эталонов,трудности в анализе образца и в сравнении сенсорных эталонов, ошибки в узнавании близких между собой сенсорных эталонов,ошибки в узнавании близких между собой сенсорных эталонов, неумение выстроить элементы сериации по предложенному педагогом пространственному расположению,неумение выстроить элементы сериации по предложенному педагогом пространственному расположению, действия простыми способами составления сериации: пробы и ошибки, перебор вариантов.действия простыми способами составления сериации: пробы и ошибки, перебор вариантов. Сериация способствует развитию: зрительного восприятия,зрительного восприятия, зрительного внимания,зрительного внимания, мышления (в большей степени таких операций, как анализ, сравнение, классификация),мышления (в большей степени таких операций, как анализ, сравнение, классификация), зрительно-двигательной координации («глаз – рука»),зрительно-двигательной координации («глаз – рука»), ориентировки в микропространстве,ориентировки в микропространстве, мелкой моторикимелкой моторики
Основной принцип при обучении составлению сериации – это принцип от простого к сложному: от основного признака – цвета ( в онтогенезе ребенка он появляется как первый эталон) к форме и величине.от основного признака – цвета ( в онтогенезе ребенка он появляется как первый эталон) к форме и величине. от основного цвета к оттенкам, от простых форм и величин к сложным.от основного цвета к оттенкам, от простых форм и величин к сложным. от малого количества элементов (2, 3) к большему.от малого количества элементов (2, 3) к большему. от чередования по одному признаку к чередованию по нескольким признакам.от чередования по одному признаку к чередованию по нескольким признакам. от пошагового показа, к зрительному образцу и к действию по словесной инструкции.от пошагового показа, к зрительному образцу и к действию по словесной инструкции. от использования зрительных ориентиров, обозначающих пространственное положение элементов в ряду, и без них.от использования зрительных ориентиров, обозначающих пространственное положение элементов в ряду, и без них. от использования линии, обозначающей ряд и без нее.от использования линии, обозначающей ряд и без нее. от размещения элементов по горизонтальной линии к раскладыванию по вертикали, по диагонали, по волнистой линии, по кругу и пр.от размещения элементов по горизонтальной линии к раскладыванию по вертикали, по диагонали, по волнистой линии, по кругу и пр.
Основные способы действия при раскладывнии сериации: 1.Действия силой 2.Перебор вариантов 3.Пробы и ошибки 4.Практическое примеривание (наложение, приложение) 5.Зрительное соотнесение
Действия силой и перебор вариантов являются примитивными способами действия, свойственными для детей раннего возраста и для детей с нарушением интеллекта. Действия силой и перебор вариантов являются примитивными способами действия, свойственными для детей раннего возраста и для детей с нарушением интеллекта. Практическое примеривание и зрительное соотнесение являются самыми совершенными способами действия.
Одной из разновидностей сериации является чередование. Одной из разновидностей сериации является чередование. Чередование – это повторение элементов ряда по какому-либо признаку. Чередование – это повторение элементов ряда по какому-либо признаку. Например, составление ряда чередования по оттенкам основного цвета. В старшем дошкольном возрасте рекомендуется работа с оттенками оранжевого, фиолетового, голубого цвета, при этом важно закреплять и другие оттенки основных цветов, с которыми дети знакомились в младшем возрасте. В старшем дошкольном возрасте рекомендуется работа с оттенками оранжевого, фиолетового, голубого цвета, при этом важно закреплять и другие оттенки основных цветов, с которыми дети знакомились в младшем возрасте. При составлении ряда по оттенкам важно подобрать фон так, чтобы элементы не сливались с ним и не искажался сам оттенок элемента.
Составление ряда по оттенкам цветов. Работа на индивидуальной наклонной поверхности. Перед ребенком можно поставить 2 задачи по развитию цветовосприятия: выделение оттенка из группы красно- оранжево-коричнево-фиолетовых,выделение оттенка из группы красно- оранжево-коричнево-фиолетовых, выделение оттенка из «своей» группы основного цвета, например, выделение бордового из группы малиновых и красных оттенков.выделение оттенка из «своей» группы основного цвета, например, выделение бордового из группы малиновых и красных оттенков. А также закрепить представления о четырехугольниках: квадрате, прямоугольнике, трапеции.
Составление ряда по чередованию объемных форм на индивидуальном фланелеграфе. а также комбинируя их в различных пространственных модальностях. Тем самым, мы закрепляем и пространственные представления. В старшем дошкольном возрасте необходимо закреплять представления о таких объемных формах, как шар, куб, цилиндр, конус, располагая их в сериационных рядах,
Составление ряда по величине, закрепление представлений о длине, при различном расположении элементов в микропространстве.
Составление ряда по таким понятиям величины, как высота и толщина. Демонстрация на вертикальной плоскости и на наклонной поверхности.
Составление ряда по чередованию элементов по такому признаку, как направление. А также усложнение при составлении ряда – составление по двум признакам: цвет и направление элементов. При этом, выбор цвета элемента может осуществляться и из тех цветов, которые не присутствуют в образце. Тем самым, закрепляется не только ориентировка в пространстве и пространственная терминология, но и цветовосприятие.
Составление ряда по двум сенсорным признакам: форма и величина, Форма и направление элементов
Составление ряда по двум признакам: форма и количество. Разновидность задания: «Правильно ли я составила ряд?», «Найди ошибку» (составление ряда по направлению элементов).
Составление ряда по двум признакам: величина и направление (по зрительному образцу, на вертикальной поверхности).
Составление ряда по трем сенсорным признакам: форма, оттенок, направление. Ребенку предлагается составить ряд из близких оттенков и фигур, например, из четырехугольников (квадрат и ромб, квадрат и трапеция), тем самым закрепляя представления о них. Ребенку предлагается составить ряд из близких оттенков и фигур, например, из четырехугольников (квадрат и ромб, квадрат и трапеция), тем самым закрепляя представления о них.
Сформированные сенсорные представления и умение составлять сериацию дали возможность детям отразить свой накопленный сенсорный опыт в продуктивной деятельности. Составление узоров на предметах одежды способом штампования. Дети выбирали желаемую форму и цвет из множества предложенных штампиков и палитр.