Процесс создания тематической картины Василий Суриков
Боярыня Морозова Момент, избранный художником для картины: толпа народа и сани с неистовой боярыней во время ее проезда по Московским улицам – «позор следования боярыни Федосьи Прокопьевны Морозовой для допроса в Кремль за приверженность к расколу в царствование Алексея Михайловича.
Боярыня Морозова Боярыня Морозова. Эскиз Боярыня Морозова. Эскиз композиции. Бумага, акварель, графитный карандаш Боярыня Морозова. 1885
Много и упорно работал Суриков над композиционным построением каждой фигуры, группы, меняя ракурсы и повороты. Суриков говорил, что композиция - это математика. До нас дошли далеко не все эскизы к его картинам, но и того, что осталось достаточно, чтобы представить всю огромную подготовительную работу к каждому произведению. Так, к Боярыне Морозовой сохранилось тридцать пять эскизов, одиннадцать - к Покорению Ермаком Сибири, десять - к Степану Разину.
Боярышня в фиолетовой душегрее. Этюд Каждый раз, работая над картиной, Суриков ясно и живо "видел" все свои персонажи. Иногда это были лица людей близких, знакомых еще по Красноярску, а иногда приходилось долго и напряженно искать, вглядываясь в лица встречных на улице Работа над образами персонажей
Боярышня в синей шубке. Этюд для картины Боярыня Морозова Боярышня со скрещенными на груди руками. Этюд к картине Боярыня Морозова Старуха в узорчатом платке. Этюд для картины Боярыня Морозова. 1886
Голова монахини Этюд для картины Боярыня Морозова Задумавшийся подросток. Этюд для картины Боярыня Морозова Боярышня. Этюд для картины Боярыня Морозова. 1886
Странник Странник. Этюд для картины Боярыня Морозова Нищий, стоящий на коленях. Этюд для картины Боярыня Морозова. Не позднее 1887 Юродивый, сидящий на снегу. Этюд к картине Боярыня Морозова. 1885
Голова боярыни Морозовой Голова боярыни Морозовой. Этюд для картины Боярыня Морозова Рука боярыни Морозовой. Этюд для картины Боярыня Морозова