Развитие пространственного гнозиса у дошкольников. Цель: предупреждение оптической дисграфии у детей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие пространственной ориентировки и лексико-грамматических категорий пространственного значения на логопедических занятиях Учитель-логопед Котова.
Advertisements

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ освоение телесного пространства освоение внешнего пространства пространственные схемы и диктанты конструктирование.
Опыт работы учителя- логопеда Первой квалификационной категории: Кречиной Светланы Вячеславовны ГБДОУ 20 Комбинированного вида Красногвардейского района.
Методика коррекционной работы по преодолению оптической дисграфии Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Овладение ребенком пространственной терминологией Презентацию подготовила Пешкина Н.В. Студентка 646 группы.
Формирование оптико- пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи Войтенкова Елена Олеговна студентка 511 группы Научный руководитель:
Препеляк Ирина Валентиновна учитель- логопед МДОУ Грибановского детского сада 1.
Д ИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Д ИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Автор: учитель – дефектолог ГБОУ 605 Трифонова.
Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения Учитель-тифлопедагог Перфильева М.С. Государственное бюджетное учреждение компенсирующего.
Выполнила педагог-психолог Егорова Ю.В.. Пространственные представления - необходимая часть большого количества важнейших знаний, умений и навыков Это.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Развитие пространственных представлений у слабовидящих младших школьников Киреева В.И. тифлопедагог, учитель начальных классов ГС(К)ОУ школы-интерната.
Формирование у детей с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных представлений.
Добукварный период Задачи добукварного периода: 1. первичное изучение детей; 2. развитие интереса к обучению; 3. воспитание навыков речевого общения;
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Мониторинг социально- психологической адаптации первоклассников к школе.
Муниципальное образовательное учреждение Шарьинский Центр диагностики и консультирования Обобщение опыта работы учителя – логопеда Соловьевой Людмилы Владимировны.
Психолого-логопедическое обследование. Исследование зрительного восприятия.
«Математические ступеньки» «Математические ступеньки» направлены на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства.
Программные требования по развитию моторики у детей старшего дошкольного возраста. Выполнила: старший воспитатель МКДОУ «Детский сад 56» Баландина Ю.П.
Транксрипт:

Развитие пространственного гнозиса у дошкольников. Цель: предупреждение оптической дисграфии у детей.

Исследование пространственного гнозиса Цель: выявление умения ориентироваться в схеме собственного тела и в окружающем пространстве; особенностей восприятия пространственных признаков предметов (формы и величины): их узнавание и воспроизведение в рисунках и отражённой речи; особенностей конструктивных способностей; особенностей зрительно-пространственной ориентировки; особенностей понимания сложных логико-грамматических конструкций.

Обследование ориентировки в схеме собственного тела. Обследование умения выделять ведущую руку (для левого доминантного полушария) Обследование ориентировки на основе дифференциации левых и правых частей тела. Обследование перекрёстной ориентации в схеме собственного тела с использованием проб Хеда Покажи правую руку Покажи правой рукой игрушку Возьми игрушку в правую руку. В какой руке держишь карандаш? Покажи правую (левую) руку, назови, какая это рука. Покажи правую (левую)ногу, назови, какая это нога. Покажи правый (левый) глаз, назови, какой это глаз. Покажи правой рукой левый глаз Покажи левой рукой правое ухо. Покажи правой рукой левый бок.

Обследование ориентировки в окружающем пространстве. Обследование умения определять расположение предмета по отношению к самому дошкольнику. Обследование умения определять пространственные отношения между изображениями предметов. Обследование умения определять пространственные отношения между предметами Покажи, какой предмет находится (слева) справа от тебя. Где находится предмет ? Возьми правой рукой утёнка и положи его около правой руки. Аналогичное задание с киской выполняется левой рукой Кто из них справа? Лист разделён на 9 частей, в каждой из которых картинка. Узнать: какая картинка находится в правом верхнем углу, в середине и т.д.

Обследование восприятия пространственных признаков предметов Обследование, узнавание и воспроизведение в отражённой речи величины предметов Обследование, узнавание и воспроизведение в отражённой речи формы предметов. Обследование умения соотносить форму изображённого предмета с геометрическим образцом. Покажи широкую (узкую) ленту… Какой предмет по величине? Покажи круг (квадрат). Назови форму предмета К трафаретам геометрических фигур (круг…) подобрать похожую картинку с изображением предмета

Обследование понимания логико- грамматических конструкций Обследование понимания логико-грамматических конструкций с локативными предлогами и наречиями, Отражающими пространственное расположение предметов. Обследование понимания объектно- инструментальных отношений, выраженных флексиями. Обследование понимания конструкций атрибутивного родительного падежа. Обследование понимания конструкций временных отношений Где находится игрушка? (на столе,под столом и т.д.) Показать карандашом тетрадь и т.д. Где хозяин собаки? Где собака хозяина ? Что было раньше лето или весна ? Обследование понимания активных и пассивных конструкций с прямым и инверсионным порядком слов. Кто приехал? Петю встретил Миша.

Основные этапы работы Развитие восприятия собственного тела. Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку. Восприятие отношений между предметами и их группами. Пространственная ориентировка в объектах, развёрнутых на 180 градусов. Восприятие пространственных признаков предметов (формы, величины) и параллельное развитие зрительного восприятия. Развитие понимания логико-грамматических структур языка.

1 этап-восприятие схемы собственного тела. Цель: развивать пространственные представления с опорой на умение выделять ведущую правую руку. Задачи и последовательность их решения. 1. Выделять ведущую правую руку и на её основе – левую, закреплять их речевые обозначения. 2. Определить схему собственного тела через ведущую руку. 3. Закреплять и развивать знание частей лица, схемы лица. Педагогические приёмы. 1. Игра «Где же наши ручки». 2. Игра «Аист». 3. Игра «Водичка-водичка». 4. Любые пальчиковые игры, выполняемые правой, левой рукой поочерёдно, затем обеими руками вместе.

2 этап - формирование пространственных представлений с опорой на правую руку. Цель:Формировать умение определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе. Задачи и последовательность их решения. 1. Закрепить понятия «справа», «слева». 2. Закрепить понятия движения «налево», «направо» Педагогические приёмы. 1. Игра «На лугу». 2. Игра «Рыбки». 3. Игра Медвежата и ежата».

3 этап- восприятие отношений между предметами и их группами. Цель: формировать умение анализировать пространственные отношения и понимать связь между определённым местоположением предмета в пространстве и речевым обозначением этого места в пространстве. Задачи и последовательность их решения. 1. Учить воспроизводить пространственные отношения между предметами по образцу. 2. Учить определять пространственные соотношения между предметами и их изображениями с помощью речи. 3. Учить воспроизводить заданные фигуры из заданных элементов методом активного конструирования. Педагогические приёмы. 1. Игра «Помоги кукле Маше» 2. Игра «Где находится?» 3. Игра «Загадочные палочки».

4 этап- пространственная ориентировка в объектах, повёрнутых на 180 градусов. Цель: формировать умение осуществлять пространственный анализ объектов, повёрнутых на 180 градусов. Задачи и последовательность их решения. 1. Закрепить представления и речевые обозначения правой и левой сторон своего тела, тела человека, сидящего рядом, сидящего напротив. 2. Развивать навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов. 3. Учить определять пространственное расположение предметов по отношению к человеку, сидящему напротив. Педагогические приёмы. 1. Игра «»Помоги Незнайке». 2. Игра «Близнецы». 3. Игра «На скамейке».

5 этап- восприятие пространственных признаков предметов (формы и величины) и параллельное развитие зрительного восприятия. Цель: формировать зрительное восприятие формы и величины предметов, закреплять речевые обозначения пространственных признаков предметов. Задачи и последовательность их решения. 1. Формировать зрительное восприятие предметов. 2. Учить определять геом/форму предметов и их величину. 3. Учить последовательному словесному пространственному описанию предметов. 4. Формирование изобразительно-графические способности. Педагогические приёмы. 1. Игры «Какие предметы спрятаны в рисунке?» 2. Игра «Собери урожай». 3. Игра «Сравни рисунки». 4. Игра «Из каких фигур составлены эти рисунки». 5. Игра «Укрась шарфик узором».

6 этап- понимание логико- грамматических структур языка. Цель: учить понимать логико-грамматические отношения языка через развитие осознанного анализа отношений и связей между словами внутри фразы. Задачи и последовательность их решения. 1. Учить воспринимать текст в целом, расширять номинативную и предикативную лексику дошкольника. 2. Учить понимать и создавать конструкции с предлогами. 3. Развивать понимание родительного падежа, преодолевать дефекты оперативной слухо-речевой памяти. Педагогические приёмы. 1. Игра «Послушай и ответь». 2. Игры с предлогами /схемы/. 3. Игры с инверсионными конструкциями /схемы/.

Развитие буквенного гнозиса Педагогические приёмы: Узнавание и называние букв (вагончики); Нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом; Поиск названной буквы среди других букв в тексте; Конструирование буквы из элементов с помощью палочек, проволочек, Рисование буквы пальцем в воздухе, на столе, на двери, на стене; Узнавание букв в условиях зашумления (линии, точки, штрихи); Распознавание букв, наложенных друг на друга; Дифференциация правильно и зеркально написанных букв; Называние и сравнение букв,сходных графически; Узнавание букв по нескольким элементам,дописывание их. Узнавание букв на ощупь.