Прялка-терем или копыл корчёный Исследовательский проект Автор: Смирнова Юлия 8 класс, Пятницкая ООШ Руководитель: Валенбахова А.Л. I категория, Учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В старину ни одна семья не обходилась без прялки. За прялкой да за лучиной проходила значительная часть жизни женщины, вплоть до глубокой старости. И.
Advertisements

Методика Горяева Н.А.>>. необыкновенно обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца.
Загадка "Стригли, щипали, а после чесали, Чисто, пушисто – к доске привязали!" ПРЯЛКА.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Урок изобразительного искусства 5 класс I четверть Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта»
Русские прялки 5 класс МОУ « МБЛ» Учитель ИЗО Абрамова О.А.
Древние корни народного искусства Выполнил Рыжова Н.П, преподаватель ИЗО МБОУ СОШ с УИОП 183 имени Р.Алексеева.
МОУ Пятницкая ООШ март Учиться… А что это значит?
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Образы и мотивы в русском орнаменте Перцева Оксана Валерьевна ГОУ ЦО 1497.
Нарядно расписанная прялка рассказывает нам о далёком, давно забытом времени. Русская деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит.
Исакова Наталья Георгиевна учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ 2 г. Олонца»
Мезенская роспись Ученица 2 «Г» Велькина Анастасия Александровна Преподаватель Боярская Лариса Павловна.
Проектная работа «Резное панно» Автор работы: Меркулов Егор 8 А класс Руководитель: Антюфеев Александр Валерьевич.
МОУ СОШ 5 г.Нефтеюганска Урок изобразительного искусства в 5 классе Тема: Учитель изобразительного искусства Кавеева Алевтина Александровна.
Пряха В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит. Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы.
Традиционная русская вышивка Бакарева Ирина Борисовна, учитель технологии МБОУ СОШ 1 ЗАТО Озёрный Тверской области.
Традиционная русская вышивка Бакарева Ирина Борисовна, учитель технологии МБОУ СОШ 1 ЗАТО Озёрный Тверской области. Образовательный портал «Мой университет»
Транксрипт:

Прялка-терем или копыл корчёный Исследовательский проект Автор: Смирнова Юлия 8 класс, Пятницкая ООШ Руководитель: Валенбахова А.Л. I категория, Учитель краеведения, Пятницкая ООШ

Цель проекта: Изучить исторический источник (прялку), находящийся в школьном музее

Задачи: Узнать назначение предмета, Идентифицировать предмет; Определить его историческую и культурную ценность; Определить краеведческое значение и перспективу исследований

План исследования Работа с информационными источниками с целью определения назначения, исторического и культурного значения данного предмета; Изучение и идентификация самого предмета; Работа с историческими документами, определение краеведческого значения находки

Ум развиваю, к труду приучаю Сижу на липе, трясу берёзу, гляжу сквозь лён. По локоть мохнато, по локоть голо, по локоть под сиденье ушло. Пляшу по горнице с работою моею, Чем более верчусь, тем более толстею.

Верная спутница Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины– с юности и до глубокой старости. В её художественное оформление вложено много душевного тепла. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память следующему поколению.

Копыл корчёный Древнее название прялки – «копыл корчёный», но чаще эти прялки называют «теремковыми», «терем», «терематые», «теремная». По конструкции прялки можно разделить на сплошные (или корневые), сделанные целиком из корневища и «прямизны» (ствола дерева) и разъёмные, состоящие из гребня и донца. Сплошная корневая прялка бытовала на севере европейской части России вплоть до Волги.

По-разному называют и отдельные части прялки. Нижнюю часть прялки, на которой сидит пряха, зовут не только «донцем», а и «гузном», «подгузком», «копылом». Ножку прялки– «стояком», «столбиком», «сарафаном». Верхнюю часть– «лопастью», «лопатой», «головкой», «пером», «гребнем», «кокошником». Конструкция прялки

Наша находка По конструкции прялка относится к сплошным корневым, т.к. сделана из корневища и «прямизны». Форма -- теремковая, что традиционно для Ярославской области. Состоит из «донца» («копыла»), «сарафана» («терема»), «кокошника» («гребня»).

Размеры прялки Широкая у основания ножка (ширина 17 см, высота 50 см) постепенно суживается кверху и заканчивается ажурной лопаской (высота 25 см), выполненной в виде высокого кокошника. Длина донца 55 см.

Художественное оформление Прялка вырезана из берёзы и украшена на лицевой стороне, обращённой к зрителю контурной резьбой, в основе которой лежит чуть углублённая линия, выполненная в технике скобчатой резьбы, иногда её ещё называют ногтевидной. Для скобчатой резьбы характерны плавные округлые линии и мягкие переходы светотеней в желобчатых выемках.

Орнаментальные мотивы О древности происхождения прялки говорят украшающие её орнаментальные мотивы: символическое изображение коней (образы весеннего и утреннего солнца и воплощение божества растительности), солнце в виде цветка украшает центральную часть лопаски и основание кокошника.

Знаки и символы Две пересекающиеся ветви символизируют древо жизни, которое является символом благополучия, единства и продолжения рода, мужское и женское начало. Волнистые линии- символы воды, соединяющие небесное и земное. Под цветком изображена дата изготовления год.

Ножка прялки Украшения на ножке прялки отсутствуют, кроме линии, символизирующей поверхность земли, отделяющей нижний мир от среднего. Изображения сцен народной жизни и трёхъярусного терема на наружной части ножки, видимо, появились позднее.

Время и источник поступления Прялка принадлежала семье Беспаловых, проживавших в д.Погары Холмовской администрации. Была передана в школьный музей в 2007 году. Сведений о месте приобретения и мастере не сохранилось.

Историческая ценность Символические изображения коней, птиц, плетёнки, розетки, украшающих прялку, говорят о древности традиций, преемственности культуры славян.

Краеведческое значение Форма прялки подтверждает место бытования теремковых прялок, т.к. центрами их производства считались северные районы Ярославской области: Даниловский, Любимский, Первомайский и частично пограничные районы Костромской и Вологодской областей, а место обнаружения прялки– пограничные территории между Пошехонским и Даниловским районами, что может говорить о культурных и торговых связях. Кроме того, в нашем музее находится несколько прялок с характерным оформлением и датами изготовления, что позволяет предположить, что они были изготовлены одним мастером.

Перспективы исследования Место изготовления и мастер. Какое значение придавалось символам и отдельным образам на прялке. Почему отсутствует изображение терема на ножке прялки, хотя её форма соответствует «теремковым». Торговые и культурные связи с Даниловским районом.

Вывод Прислушайтесь повнимательнее к забытому языку орнаментов прялок, они нам многое ещё смогут рассказать. Это одна из тех чудесных ниточек, которые связывают прошлое и настоящее. Они не должны порваться.