Прялка-терем или копыл корчёный Исследовательский проект Автор: Смирнова Юлия 8 класс, Пятницкая ООШ Руководитель: Валенбахова А.Л. I категория, Учитель краеведения, Пятницкая ООШ
Цель проекта: Изучить исторический источник (прялку), находящийся в школьном музее
Задачи: Узнать назначение предмета, Идентифицировать предмет; Определить его историческую и культурную ценность; Определить краеведческое значение и перспективу исследований
План исследования Работа с информационными источниками с целью определения назначения, исторического и культурного значения данного предмета; Изучение и идентификация самого предмета; Работа с историческими документами, определение краеведческого значения находки
Ум развиваю, к труду приучаю Сижу на липе, трясу берёзу, гляжу сквозь лён. По локоть мохнато, по локоть голо, по локоть под сиденье ушло. Пляшу по горнице с работою моею, Чем более верчусь, тем более толстею.
Верная спутница Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины– с юности и до глубокой старости. В её художественное оформление вложено много душевного тепла. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память следующему поколению.
Копыл корчёный Древнее название прялки – «копыл корчёный», но чаще эти прялки называют «теремковыми», «терем», «терематые», «теремная». По конструкции прялки можно разделить на сплошные (или корневые), сделанные целиком из корневища и «прямизны» (ствола дерева) и разъёмные, состоящие из гребня и донца. Сплошная корневая прялка бытовала на севере европейской части России вплоть до Волги.
По-разному называют и отдельные части прялки. Нижнюю часть прялки, на которой сидит пряха, зовут не только «донцем», а и «гузном», «подгузком», «копылом». Ножку прялки– «стояком», «столбиком», «сарафаном». Верхнюю часть– «лопастью», «лопатой», «головкой», «пером», «гребнем», «кокошником». Конструкция прялки
Наша находка По конструкции прялка относится к сплошным корневым, т.к. сделана из корневища и «прямизны». Форма -- теремковая, что традиционно для Ярославской области. Состоит из «донца» («копыла»), «сарафана» («терема»), «кокошника» («гребня»).
Размеры прялки Широкая у основания ножка (ширина 17 см, высота 50 см) постепенно суживается кверху и заканчивается ажурной лопаской (высота 25 см), выполненной в виде высокого кокошника. Длина донца 55 см.
Художественное оформление Прялка вырезана из берёзы и украшена на лицевой стороне, обращённой к зрителю контурной резьбой, в основе которой лежит чуть углублённая линия, выполненная в технике скобчатой резьбы, иногда её ещё называют ногтевидной. Для скобчатой резьбы характерны плавные округлые линии и мягкие переходы светотеней в желобчатых выемках.
Орнаментальные мотивы О древности происхождения прялки говорят украшающие её орнаментальные мотивы: символическое изображение коней (образы весеннего и утреннего солнца и воплощение божества растительности), солнце в виде цветка украшает центральную часть лопаски и основание кокошника.
Знаки и символы Две пересекающиеся ветви символизируют древо жизни, которое является символом благополучия, единства и продолжения рода, мужское и женское начало. Волнистые линии- символы воды, соединяющие небесное и земное. Под цветком изображена дата изготовления год.
Ножка прялки Украшения на ножке прялки отсутствуют, кроме линии, символизирующей поверхность земли, отделяющей нижний мир от среднего. Изображения сцен народной жизни и трёхъярусного терема на наружной части ножки, видимо, появились позднее.
Время и источник поступления Прялка принадлежала семье Беспаловых, проживавших в д.Погары Холмовской администрации. Была передана в школьный музей в 2007 году. Сведений о месте приобретения и мастере не сохранилось.
Историческая ценность Символические изображения коней, птиц, плетёнки, розетки, украшающих прялку, говорят о древности традиций, преемственности культуры славян.
Краеведческое значение Форма прялки подтверждает место бытования теремковых прялок, т.к. центрами их производства считались северные районы Ярославской области: Даниловский, Любимский, Первомайский и частично пограничные районы Костромской и Вологодской областей, а место обнаружения прялки– пограничные территории между Пошехонским и Даниловским районами, что может говорить о культурных и торговых связях. Кроме того, в нашем музее находится несколько прялок с характерным оформлением и датами изготовления, что позволяет предположить, что они были изготовлены одним мастером.
Перспективы исследования Место изготовления и мастер. Какое значение придавалось символам и отдельным образам на прялке. Почему отсутствует изображение терема на ножке прялки, хотя её форма соответствует «теремковым». Торговые и культурные связи с Даниловским районом.
Вывод Прислушайтесь повнимательнее к забытому языку орнаментов прялок, они нам многое ещё смогут рассказать. Это одна из тех чудесных ниточек, которые связывают прошлое и настоящее. Они не должны порваться.