Тема проекта. Культура речи на современном этапе развития общества Выполнили Выполнили Ищанова Алина, Ищанова Алина, Омельченко Надежда Омельченко Надежда Руководитель Руководитель Полубудкина Е.В. Полубудкина Е.В.
Цель : определить понятие «жаргон», проанализировать речь современного человека, в частности жителей поселка Лиман, изучить язык рекламы, найти ошибки в оформлении печатной продукции.
План 1. Основные социальные факторы, определяющие на настоящий момент развитие и изменения в русском языке. 1. Основные социальные факторы, определяющие на настоящий момент развитие и изменения в русском языке. 2. Материалы исследования, проведенного в МОУ «Лиманская СОШ 1». 2. Материалы исследования, проведенного в МОУ «Лиманская СОШ 1». 3. Культура речи на современном этапе: 3. Культура речи на современном этапе: А) жаргонная речь на страницах газет; А) жаргонная речь на страницах газет; Б) ошибки в рекламе и СМИ; Б) ошибки в рекламе и СМИ; В) употребление в речи аббревиатур; В) употребление в речи аббревиатур; Г) ошибки в разговорной речи: Г) ошибки в разговорной речи: 4. Значение средств массовой информации в жизни общества. 4. Значение средств массовой информации в жизни общества.
Современная языковая жизнь россиян характеризуется активным влиянием на литературный язык нелитературных вариантов общенародного языка. Современная языковая жизнь россиян характеризуется активным влиянием на литературный язык нелитературных вариантов общенародного языка. Что раньше считалось принадлежностью социально непрестижной среды начинает приобретать «права гражданства» наряду с традиционными средствами литературного языка. Что раньше считалось принадлежностью социально непрестижной среды начинает приобретать «права гражданства» наряду с традиционными средствами литературного языка.
Мы планируем
Мы исследуем
Жаргон Жаргон, как видно, явление не новое в нашей языковой истории. Да и не только в нашей. Жаргон – английский сленг, французское арго – явление, характерные для языкового развития. В разные периоды истории сообщества людей, объединенные общим делом, а более всего – сознанием братства и отчужденности от остального общества, изобретали и свои особые способы общения, устные и письменные. Для них важно было, чтобы посторонние их не поняли, – и отсюда всякие приемы зашифровывания и метафоризации, переноса значений слов. Жаргон, как видно, явление не новое в нашей языковой истории. Да и не только в нашей. Жаргон – английский сленг, французское арго – явление, характерные для языкового развития. В разные периоды истории сообщества людей, объединенные общим делом, а более всего – сознанием братства и отчужденности от остального общества, изобретали и свои особые способы общения, устные и письменные. Для них важно было, чтобы посторонние их не поняли, – и отсюда всякие приемы зашифровывания и метафоризации, переноса значений слов.
Причины актуализации жаргонов Молодежный, коммерческий, уголовный и др. жаргоны отражают сущность реальных социально- экономических отношений. Молодежный, коммерческий, уголовный и др. жаргоны отражают сущность реальных социально- экономических отношений. Отношения между обществом и государством зачастую базируются не на законности, а на «понятиях». Отношения между обществом и государством зачастую базируются не на законности, а на «понятиях». По мере углубления специализации науки, техники и производства происходит развитие профессиональных жаргонов. По мере углубления специализации науки, техники и производства происходит развитие профессиональных жаргонов. В последние десятилетия наблюдается массовое использование жаргонной лексики в публичном, деловом общении, в неофициальной, домашней обстановке. В последние десятилетия наблюдается массовое использование жаргонной лексики в публичном, деловом общении, в неофициальной, домашней обстановке.
Язык СМИ- функциональная разновидность русского литературного языка Жаргонная лексика становится важным средством создания дружески- непринужденного тона с читателями. Жаргонная лексика становится важным средством создания дружески- непринужденного тона с читателями. Употребление в текстах СМИ просторечий и жаргонов является эффективным средством выражения ненавязчивой и экспрессивной оценки. Употребление в текстах СМИ просторечий и жаргонов является эффективным средством выражения ненавязчивой и экспрессивной оценки. СМИ пропагандируют жаргонную лексику, оказывая существенное влияние на активный словарь. СМИ пропагандируют жаргонную лексику, оказывая существенное влияние на активный словарь.
Мы анализируем ситуацию
Мы действуем Мы провели анкету среди учащихся 5-х, 6-х, 7-х, 9-х, 11-х классов. Анкета Анкета Уверен ли ты в правильности своей речи? Уверен ли ты в правильности своей речи? Да Нет Да Нет Замечаешь ли ты ошибки в речи других людей? Замечаешь ли ты ошибки в речи других людей? Да Нет Да Нет Замечаешь ли ты ошибки в средствах массовой информации? Замечаешь ли ты ошибки в средствах массовой информации? Да Нет Да Нет 4. Употребляешь ли ты в своей речи жаргонную лексику? 4. Употребляешь ли ты в своей речи жаргонную лексику? Да Нет Да Нет 5. Как ты считаешь, можно ли научиться говорить правильно, избегать жаргонизмов и нецензурной лексики? 5. Как ты считаешь, можно ли научиться говорить правильно, избегать жаргонизмов и нецензурной лексики? Да Нет Да Нет 6. Хотел бы ты говорить абсолютно грамотно? 6. Хотел бы ты говорить абсолютно грамотно? Да Нет Да Нет
Результаты деятельности Результаты анкетирования. Результаты анкетирования. На вопрос Уверен ли ты в правильности своей речи? Ответили утвердительно Учащиеся средней школы (5,6,7 кл) – 53%, Старшеклассники (9,11 кл)-46% Ответили утвердительно Учащиеся средней школы (5,6,7 кл)-91% Ответили утвердительно Учащиеся средней школы (5,6,7 кл)-91% Старшеклассники (9,11 кл)-97% Старшеклассники (9,11 кл)-97% На вопрос замечаешь ли ты ошибки в средствах массовой информации? На вопрос замечаешь ли ты ошибки в средствах массовой информации? Утвердительно ответили Учащиеся средней школы (5,6,7 кл)-75% Утвердительно ответили Учащиеся средней школы (5,6,7 кл)-75% Старшеклассники (9,11 кл)-82% Старшеклассники (9,11 кл)-82% На вопрос употребляешь ли ты в своей речи жаргонную лексику? На вопрос употребляешь ли ты в своей речи жаргонную лексику? Ответили утвердительно Учащиеся средней школы (5,6,7 кл)-74% Старшеклассники (9,11 кл)-84% На вопрос замечаешь ли ты ошибки в речи других людей? На вопрос замечаешь ли ты ошибки в речи других людей?
Результаты деятельности На вопрос хотел бы ты говорить абсолютно грамотно? На вопрос хотел бы ты говорить абсолютно грамотно? Ответили утвердительно Учащиеся средней школы (5,6,7 кл)- 97% старшеклассники (9,11 кл)-79% Ответили утвердительно Учащиеся средней школы (5,6,7 кл)- 97% старшеклассники (9,11 кл)-79% На вопрос как ты считаешь, можно ли научиться говорить правильно, избегать жаргонизмов и нецензурной лексики? На вопрос как ты считаешь, можно ли научиться говорить правильно, избегать жаргонизмов и нецензурной лексики? Ответили утвердительно Учащиеся средней школы (5,6,7 кл)- 74% Старшеклассники (9,11 кл)-84% Ответили утвердительно Учащиеся средней школы (5,6,7 кл)- 74% Старшеклассники (9,11 кл)-84%
Вывод Проникновение в язык СМИ современной жаргонной речи- явление закономерное, естественное, выполняющее определенные стилистические функции. Проникновение в язык СМИ современной жаргонной речи- явление закономерное, естественное, выполняющее определенные стилистические функции. Прочно вошедшие в СМИ и речевой обиход жаргонизмы начинают восприниматься как довольно безобидное просторечие. Прочно вошедшие в СМИ и речевой обиход жаргонизмы начинают восприниматься как довольно безобидное просторечие. Неумеренное использование жаргона в публичной речи придает ей вульгарность и оказывает отрицательное влияние на языковую культуру молодежи. Неумеренное использование жаргона в публичной речи придает ей вульгарность и оказывает отрицательное влияние на языковую культуру молодежи.
Совет М.В.Ломоносова Высокие «речения» использовать «с великою осторожностью, чтобы слог не казался надутым», употребляя же «низкие слова», «остерегаться, чтобы не опуститься в подлость». Высокие «речения» использовать «с великою осторожностью, чтобы слог не казался надутым», употребляя же «низкие слова», «остерегаться, чтобы не опуститься в подлость».