М.М.Пришвин «Времена года» - большая и яркая картина жизни Учитель: Кальмина Татьяна Владимировна
Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. К.Г.Паустовский Сегодня мы с вами познакомимся с необычным произведением; в нём нет сюжета, главных, второстепенных героев, ярких событий. Пришвин, как завороженный, описывает Природу. И все эти картины складываются в большую и яркую картину жизни Природы. Мы откроем много нового и интересного. Природа не каждому человеку доверит свои тайны, лишь такому, кто обладает удивительным, особым талантом Пришвину. И сегодня мы поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в её тайны. Пришвин писал о себе: «Я расту из земли, как трава, цвету, как трава, меня косят, меня едят лошади, а я опять с весною зеленею и летом к Петрову дню цвету»
«Голубые тени Почему миниатюра так называется? Найдите слова, которые несут в себе цветовую семантику. (светлая, сверкающая пороша, голубые, пудра, сверкающие блёстки, солнце, тени) Выделите ведущие цвета и почему вы их выделили? Ничто не нарушает тишину, всё вокруг светлое, чистое!
«Рождение звука» Найдите ключевые слова в миниатюре. лес звук снег Тишина солнечное утро лучи солнца
Какое слово является ведущим? О чём эта миниатюра? Какие слова несут в себе звуковую семантику? (теребили, вода, выпрыгивает, шевелится, бегут ручьи, капли) Какой предстаёт природа в этой миниатюре? За счёт каких изобразительно-выразительных средств это достигается? (Находим олицетворения, сравнения, эпитеты) Рождение звука величественное мгновение в жизни Природы. Оно кратковременно. Чтобы это уловить, нужно быть очень чутким и внимательным.
«Берёзовый сок» Какая стадия весны изображена в этой миниатюре? Почему в тёплые весенние дни «берёзка не давала сока»? Сколько объектов в миниатюре? (муравьи, ручей, берёза) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в своей миниатюре? (Находим олицетворения, эпитеты, сравнения) Природа здесь живая, подвижная!
«Неведомому другу» Можно ли разделить текст на части? Все явления природы удивительны, прекрасны. Почему? К чему призывает Пришвин? Все описания природы гимн Природе! Всё вокруг приносит радость, каждый день в Природе неповторим («Это утро единственное...»), и нужно этому радоваться, ведь природа и человек одно целое!
«Молодые листики» Почему герой не услышал трепещущих листиков? («Они нежные, что ещё только трепещут, блестят, но не шумят» В каком предложении выражено настроение автора? («Как жить хорошо на земле!»)
«Красные шишки» Как вы поняли, о чём говорится в этой миниатюре? О чём говорит появление человека? Какая природа в миниатюре? (работа с текстом) Природа неразрывно связана с человеком. Она живая и вечная
«Поздняя осень» В какой строчке выражено авторское настроение? Что означают строки «Вот переживу...» В жизни каждого человека есть свои зимы и вёсны, когда есть радость от труда. И чтобы весне обрадоваться, нужно «поморить себя», «натрудить».
Общий вывод по уроку Можно выделить основные принципы М.М.Пришвина: - Природа живая и вечная! - Каждый день в природе неповторим. Нужно радоваться каждому дню! - Природа неразрывно связана с человеком! Пришвин певец природы. Любование и любовь природой не одно и то же. Когда любишь, можно уберечь и защитить. Поэтому мы должны беречь и охранять природу нашего края! «Любовь к природе признак любви к своей стране» К.Г.Паустовский
Домашнее задание: написать миниатюру о природе