РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 – 1908)
Неподалеку от Новгорода, вдали от шумных дорог вдоль реки Тихвинки, расположился маленький русский городок Тихвин. В этом городке и родился сын Николай. В его доме все любили музыку и часто собирались вместе помузицировать. Маленького мальчика музыке учила его мама. Музыка давалась Коленьке легко, но он с детства мечтал о море, о дальних странах и даже построил по всем правилам небольшой кораблик, на котором плавал по Тихвинке. Морская профессия была традицией его семьи, и с 12 лет Николай тоже начал учиться в Млрском корпусе в Петербурге. Но в военном училище с его суровой казенной обстановкой он все больше и больше начинает скучать по музыке и тянуться к ней. Постепенно любовь к музыке заполняет всю его жизнь, и он становится великим композитором и педагогом. В историю мировой музыки Н.А.Римский-Корсоков вошел прежде всего как композитор-сказочник («Садко», «Сказка о царе Салтане», Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок», «Кащей Бессмертный», «Царская невеста» и т.д.) В 80-е годы композитор создал свои лучшие симфонические произведения, среди них симфоническая сюита «Шехеразада».
С ю и т а В переводе с французского означает п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь. Это циклическое музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей (по началу из 4 танцев) контрастных по характеру. С середины XIX в. Большое распространение получили сюиты программные.
Симфоническая сюита «Шехеразада» ПОГРАММНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ Римского- Корсакова: Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи.
Тысяча и одна ночь
Таким образом,побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал свое намерение.
Много чудес рассказала ему Шехеоазада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, и рассказ в рассказ
I часть. «Море и корабль Синдбада»
Тема Шахриара Повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных.
Тема Шехеразады: нежная и томная, исполненная певучей скрипкой solo. В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.
Эту симфоническую сюиту можно сравнить с красочной мозаикой разнообразных сказочных рисунков, образов, картин востока.
Сюита состоит из IV частей I часть «Море и корабль Синдбада» II часть «Фантастический рассказ Календера- царевича» III часть «Царевич и царевна» IV часть « Богдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу» Несмотря на то, что в сюите много самосточтельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита юбъединена единым замыслом, который подчинен образу главного рассказчика – Шехеразады.
Что мы усвоили? Какие программные произведения тебе известны? В каких из них легко угадывается образ, данный в названии, а в каких связь с названием менее заметна? Помогает ли тебе программность лучше понять музыкальное произведение или, наоборот, она усложняет его восприятие? Какие темы, по твоему. Не могут быть отражены в музыке? Какие образы ты услышал в I части симфонической сюиты «Шехеразада»? Можно ли назвать счастьем событие, которое произошло с Шехеразадой? Почему?
«Счастье» Г. Телеман. Переложение для хора В.Попова Поля и дубравы, и пышные травы – В лучах янтарных все кругом. Лазурь небосклона светла и бездонна, И это счасьем мы зовем. И пусть нас минует беда и ненастье, Пусть будет путь наш весел и прям! Ведь радость жизни – это счастье! Так пусть же счастье, наше счастье не изменит нам!