Лев Николаевич Толстой Жизнь и творчество писателя Автор: Трошева Д. М.
Л.Н. Толстой г. Л.Н. Толстой г.
Л.Н. Толстой г.
Л.Н. Толстой г. Москва.
Л.Н. Толстой.1903г
Л.Н. Толстой рядом со своими скульптурным портретом работы И.Е. Репина г. Ясная Поляна.
Л.Н. Толстой садится на лошадь г. Ясная Поляна.
Л.Н. Толстой идет вдоль вспаханного поля около деревни г. Ясная Поляна.
Л.Н. Толстой с внучкой Танечкой Сухотиной г. Ясная Поляна.
С.А. Толстая. 1901г. Ясная Поляна
Л.Н. и С.А. Толстые со скульптором И.Я. Гинцбургом (слева) и критиком В.В. Стасовым.
Л.Н. и С.А. Толстые в 48-ю годовщину свадьбы 25 сентября 1910 г.
Л.Н. Толстой верхом в окрестностях Ясной Поляны.
Май 1908 г. Ясная Поляна.
Л.Н. Толстой г. Москва.
Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа.
Цель урока: показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа; показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа; работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции; работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции; раскрыть гуманистический пафос рассказа После бала. раскрыть гуманистический пафос рассказа После бала.
Случай, описанный в рассказе "После бала", взят Толстым из казанских наблюдений. Произошел он с братом Сергеем, влюбленным в дочь воинского начальника А.П.Корейша - Варвару. Но чувство угасло, как только утром, после бала, он увидел, как ее отец, лихо и весело танцевавший мазурку, командовал экзекуцией над солдатом, бежавшим из казармы.
Экзекуция – телесное наказание. Мазурка – бальный танец.
В.А.Корейш
Аксессуары дворянской девушки
Иллюстрация к рассказу"После бала"
На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Л.Н.Толстого После бала. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата.
Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – прогнания сквозь строй. Но рассказ После бала выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.
Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем мы и поговорим сегодня.
Как композиционно построен рассказ? - Какие две сцены противопоставлены? - Что мы называем контрастом?
Контраст – антитеза - противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.
-Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется После бала?
-Давайте сравним поведение героев на балу и после бала. - Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, солдат, наказываемого татарина во второй части?
План сравнительной характеристики. - зала предводителя дворянства; - зала предводителя дворянства; - хозяева бала; - хозяева бала; - Варенька; - Варенька; - полковник; - полковник; - Иван Васильевич. - Иван Васильевич. - описание улицы; - описание улицы; - солдаты; - солдаты; - наказываемый; - наказываемый; - полковник; - полковник; - Иван Васильевич. - Иван Васильевич.
Ребята, давайте найдем эпитеты, которыми Л.Н.Толстой рисует картины в первой и во второй частях, и запишем их в тетради.
Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно.
Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза.
Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением.
- Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает с восторженным умилением?
Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота
Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное. В весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.
Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.
- Сопоставьте полковника и наказываемого ПОЛКОВНИК Высокий военный в шинели и фуражке.Высокий военный в шинели и фуражке. Шел твердой, подрагивающей походкой. Шел твердой, подрагивающей походкой.НАКАЗЫВАЕМЫЙ Оголенный по пояс человек, спина его что- то неестественное пестрое, мокрое, красное. Оголенный по пояс человек, спина его что- то неестественное пестрое, мокрое, красное. Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед… Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед…
Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед… Румяное лицо и белые усы и бакенбарды. Румяное лицо и белые усы и бакенбарды. Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура. Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура. Сморщенное от страдания лицо. Сморщенное от страдания лицо. Спотыкающийс я, корчащийся человек. Спотыкающийс я, корчащийся человек.
Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.
-Какие выводы можно сделать из этих наблюдений? - Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?
- Почему Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описаниях употребляет контрастные краски? - Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке? - Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?
Вывод: Л.Н. Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные, искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, а также срывает маску покровы с действительности николаевской России. Л.Н. Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные, искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, а также срывает маску покровы с действительности николаевской России.
Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других вот истинное «лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас, читателей, задержаться над проблемой ответственности человека за все, что происходит.
Юноша, горячий, впечатлительный, даже восторженный, впервые в жизни столкнувшись с несправедливостью, даже по отношению не к нему. Резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свою жизнь служению другим людям.
Человек не может и не должен быть равнодушен к жизни близких, да и вообще к жизни людей: он должен чувствовать свою личную ответственность за все, что совершается в жизни.