О стиле Эрнста Неизвестного. Стиль – это душа художника… О.Уайльд
Стиль Эрнста Неизвестного сочетает черты символизма и бурного, темпераментного экспрессионизма.
Основной объект творчества – человеческое тело, которое, по мнению художника, не устаревает, в отличие от любой искусственной конструкции: «Дело в восприятии человека себя объемным, космическим существом, участником мистерии жизни». (Сравни: «Человек есть тайна…»)
Во многих произведениях Неизвестного искалеченные, разбитые тела или части тел обладают особой шокирующей выразительностью – эта форма есть отражение «философии» художника, лежащей в основе его эстетики: «Форма – это уже есть содержание. А хаос, энтропия борется с содержанием, с жизнью…»
« Чтобы трансформировать и деформировать, надо знать что… Почему, когда мы смотрим на Филонова, Кандинского, Пикассо, Дали, т.е. на отцов авангарда, мы чувствуем напряжение в любом росчерке? Чтобы проломить стену знания – а они смогли это сделать – нужно приложить огромное усилие».
Итак, в центре образов Эрнста Неизвестного – человеческое тело, стремящееся путем напряженных усилий одолеть собственное «оцепенение» на пути познания и самопознания.
« Кентавр»: идея ситеза. …это - сплав Вдохновений и сухожилий М.Цветаева По Неизвестному, народы Запада и Востока живут в «цивилизации кентавров»: «Кентавр – одна из моих главных метафор». Увлекаясь с юности искусством древних цивилизаций, русскими религиозными философами, авангардом, художник нашел основополагающий образ своих творений.
Кентавр – это многозначный символ: «диалог человеческой плоти и животного», синтез человеческого и «железного» начала – ибо современная культура есть синтез людей и машин и высокие технологии, создаваемые людьми, образуют « вторую природу», взаимодействующую с матерью Природой. Мифическое существо – получеловек-полуконь – выражает этот синтез. Поэтому и себя он называет Кентавром. Таков образ Художника – Кентавр и Пророк.
«Кентавр»: Эрнст Неизвестный и Федор Достоевский …это - сплав Вдохновений и сухожилий
Михаил Михайлович Бахтин - самый известный исследователь творчества Достоевского, автор идеи « полифонического » романа - так отозвался об иллюстрациях Неизвестного к роману « Преступление и наказание »: «Впервые я столкнулся с иллюстрациями, адекватными творчеству Достоевского» -,а также: «Творчество Неизвестного имеет адекватное и собственно пророческое значение». Рисунки Эрнста Неизвестного вошли в академическое издание романа как основной иллюстративный материал в 1970 году (Издание «Наука», серия «Литературные памятники»). Сейчас это издание считается книжным раритетом.