МИР РЕБЕНКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ( СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ ПОВЕСТИ А. ГАЙДАРА « ШКОЛА ») Презентация подготовлена ученицей 10-3 класса ГБОУ СОШ 2000 Евсютиной Ялиной Москва 2013 год Научный руководитель : Павлова Елена Валерьевна
Объяснить разницу в восприятии повести А. Гайдара « Школа » подростками 30- х – 40- х годов 20 века и современными школьниками. Цель работы :
Введение Знакомство с Б. Гориковым Краткая история главного героя Автобиографическое содержание повести Роль книг А. Гайдара в воспитании нравственных качеств личности Содержание работы :
Время – это вечный двигатель, толкающий вперед историю человечества. Меняются эпохи и гражданский строй. Меняется сознание людей, а вместе с ним и понимание искусства.
Современные подростки
Повесть « Школа » написана Гайдаром в 1930 году.
-убийство человека на пути к Красным, -неумышленное предательство Чубука, - потеря примера для подражания, поскольку человек, чье поведение герой взял за образец, оказался негодяем. Три события, сыгравшие важную роль во фронтовой жизни Бориса :
«Ведь это уже всерьёз! Всё, что происходило в моей жизни раньше, было, в сущности, похоже на игру, даже побег из дома, даже учёба в боевой дружине со славными сормовцами, даже вчерашнее шатанье по лесу, а это уже всерьёз. И страшно стало мне, пятнадцатилетнему мальчугану, в чёрном лесу рядом с по-настоящему убитым мною человеком…». Первое событие
«Его плевок, брошенный в последнюю минуту, жёг меня, как серная кислота. И ещё горше становилось от сознания, что поправить дело нельзя, объяснить и оправдаться не перед кем, и что Чубука уже больше нет и не будет ни сегодня, ни завтра, никогда…». Второе событие
Для книги Гайдар выбирает типичный для того времени образ ребенка - воина.
«... Нечего перед людьми бахвалиться… Тут похрабрей тебя есть, и те без толку башкой в огонь не лезут». Третье событие
« Школа » - автобиография А. Гайдара В 14 лет принят в коммунистическую партию (РКП(б)) с правом совещательного голоса. В конце декабря 1918 года зачислен в Красную армию. В 1919 году обучался на курсах подготовки командного состава в Москве. В конце года получил назначение в действующую армию помощником командира взвода. Участвовал в боях на разных фронтах Гражданской войны.
Указ о запрете книг Министерством просвещения и Министерством культуры была дана команда убрать все книги Гайдара из библиотек, и в 1991– 1992 годах миллионы книг Гайдара были уничтожены. Сожжены.
Борис Камов в своем интервью сказал: «Голубую чашку» дети с удовольствием читают и хорошо принимают. «Судьба барабанщика» тоже читается, «Тимур...» – меньше. «Чук и Гек» хорошо принимается. Аркадий Гайдар должен к нам вернуться прежде всего как личность, а там, глядишь, начнет выстраиваться небольшая библиотека его книг, которой предстоит долгая жизнь.»
Список литературы : А.Ивич «Воспитание поколений» Издательство Детская литература. Москва 1969 г. А.Буланов «Повесть о необыкновенном времени» Издательство «Волгоградская правда». Волгоград 1982 г. Арк.Гайдар Автобиография Издательство Волгоградская правда. Волгоград 1982 г. С.Чаусова «Гайдар и категорический императив» Издательство ФАИР-ПРЕСС. Москва 2004 г.
МИР РЕБЕНКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ( СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ ПОВЕСТИ А. ГАЙДАРА « ШКОЛА ») Презентация подготовлена ученицей 10-3 класса ГБОУ СОШ 983 Евсютиной Ялиной Москва 2013 год Научный руководитель : Павлова Елена Валерьевна