МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г.Югорска Бессозное сложное предложение (Урок 1 – 9 класс)
Что надо знать: *типы предложений ( простое – сложное, тип сложного); *главные члены предложения; *части речи; * корни с проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными и согласными Что надо уметь -определять грамматическую основу предложения; -определять тип предложения; -определять границы простых предложений в составе сложного; -применять правило «Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися гласными и согласными».
АТТЕСТАТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, КАСАТЕЛЬНАЯ, КОЭФФИЦИЕНТ, КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, ДИРЕКТОР, КОМИССИЯ, КОРИДОР, КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ, СОБИРАТЬ ТЕТРАДИ, ВЗРОСЛЫЕ. * На какую тему подобраны слова диктанта?
Надо вспомнить! (ОБЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ) - Как определить тип предложения – простое или сложное? - Какие члены предложения называются главными (грамматической основой)? - Можно ли по объему предложения определить: простое или сложное? - Может ли простое предложение быть больше (объемнее) сложного? - Какие типы сложных предложений вы знаете? - Как определить тип сложного предложения?
Задание: определить тип предложения (простое, сложное), выписать грамматическую основу. *Какой темой объединены все предложения? 1.Куда бы нас Отчизна ни послала, мы с честью дело сделаем свое. 2. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей, за ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей. 3. Герой рождается для жизни, а умирает за Родину. 4. Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и только истинная храбрость приносит ему пользу. * Выписать синонимы из предложений
Простые предложения – 2,3. Сложные предложения -1, 4. 1.Отчизна ни послала, мы сделаем. 2. Люблю. 3. Герой рождается, умирает. 4. Жизнь принадлежит, храбрость приносит.
А) Бессоюзные предложения – это такие предложения… (закончить фразу). Б) Чем отличаются бессоюзные и бессоюзные сложные предложения - по смыслу ( стр. )? В) Какие знаки препинания возможны в бессоюзном сложном предложении? Г) Изобразить схему бессоюзного сложного предложения. Д) Выписать бессоюзное сложное предложение, расставить знаки препинания, определить грамматическую основу, границы простых предложений. 1. Высоко в небе сияло солнце и горы зноем дышали в небо. 2. Лес в который я вошел был очень част и глух. 3. Ветер дул с суши у берега вода была спокойна.
А)…в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов. Б) В бессоюзных сложных предложениях смысловые отношения выражаются менее четко. В) Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Г) [ ], [ ]. Д) [Ветер дул с суши], [у берега вода была спокойна].
А ) Синтаксические синонимы Упр. 215 Задание: заменить бессоюзные сложные предложения синонимичными союзными предложениями. Б) Знаки препинания в бессозном сложном предложении Упр. 214 выписать 3 бессоюзных сложных предложения, определить границы, подчеркнуть грамматическую основу или: Упр. 217 выписать 3 бессоюзных сложных предложения, расставить знаки препинания, определить границы, подчеркнуть грамматическую основу
1.В бессоюзном сложном предложении два и более грамматические основы. 2. Простые предложения в составе бессоюзного сложного равноправны. 3.От одного простого предложения в составе бессоюзного сложного можно задать вопрос к другому. 4. Схема бессоюзного сложного предложения: [ ], [ ]. 5. Бессоюзные сложные предложения можно заменить синонимичными сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями. 6. Бессоюзное сложное предложение по объему может быть короче (меньше) простого предложения. 7. В бессоюзном сложном предложении простые предложения связываются только интонацией, без союзов и союзных слов. 8. В бессоюзных сложных предложениях ставятся такие знаки:…
– , ; - : (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие)
1.На повторение орфографии – упр Определить тип предложения, подчеркнуть грамматическую основу. А) – упр.216 Б) – упр. 291
Спасибо за работу!