Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста Минина А.В., методист МЦ ЮОУО, аспирант МПГУ
Самостоятельность как интегративное качество личности ребенка дошкольного возраста Интеллектуально-познавательный компонент Эмоционально-волевой компонент Действенно-практический компонент
Содержательная характеристика самостоятельности независимостьинициативность ответственность самоорганизованность исполнительностьсамосознание (самооценка, самоконтроль)
Динамика развития самостоятельности РАННИЙ ВОЗРАСТ потребность в самостоятельных действиях и в эмоциональном общении со взрослым. «Я сам!» (предметная деятельность, общение со взрослым и элементарное самообслуживание) ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ потребность в результативных действиях (разные виды игр, продуктивные виды деятельности, познавательная деятельность, трудовая)
Показатели проявления самостоятельности способность действовать инициативно, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах; умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого; умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и новых условий деятельности (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат); умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности, развитие элементов самосознания; умение творчески ставить и разрешать различные задачи деятельности.
Условия воспитания самостоятельности Накопления представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознания детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане; Формирование положительного отношения и интереса к деятельности, создание у детей соответствующего эмоционального настроя, формирование эмоционального предвосхищения результатов своей деятельности; Введение в деятельность дошкольников ряда значимых мотивов: достижения успеха, социальной значимости результатов деятельности и т.п.; Накопление достаточного объема умений, навыков для реализации какой-либо деятельности, позволяющего без помощи взрослых достигать поставленные цели; Упражнение детей в формах самостоятельного поведения; Формирование элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности; Грамотно организованная развивающая среда
Развивающая среда – как условие воспитания самостоятельности Личностно-ориентированная модель воспитания Личностно-ориентированная модель воспитания Методы и приемы воспитания, поддерживающие и активизирующие стремление ребенка действовать самостоятельно
Личностно-ориентированная модель воспитания Взрослый в общении с ребенком придерживается положения «не рядом», «не над», а «вместе»; Способы общения - понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на формирующей у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции; Тактика общения - сотрудничество. Ребенок - полноправный партнер в условиях сотрудничества. В процессе взаимодействия взрослый и дети в равной мере признаются субъектами педагогического процесса. Отношения между ними строятся на основе взаимопринятия и взаимопонимания. Противоречия разрешаются путем сотрудничества, где каждая сторона взаимодействия обладает известной свободой в выборе содержания, методов, форм деятельности. Взрослый ценит у детей комплекс качеств, связанных с их активностью: инициатива, творческий подход к делу, самостоятельность, способность доводить начатое дело до конца и другие.
Методы и приемы воспитания самостоятельности Метод невмешательства Проблемный метод, проблемные ситуации Метод «внешнего средства» Я-сообщение Пример Приучение Поощрение
Ситуации постановки ребенка в активную и пассивную позицию Вы хотите, чтобы ребенок помог Вам полить цветы. Как Вы скажете ему об этом: 1. «Возьми лейку… налей воды…полей растения» 2. «Давай вырастим самые красивые цветы…для этого нужно ухаживать за растениями»
Ситуации-тесты (запрещающая и поддерживающая позиция взрослого) Бабушка режет огурцы для салата. Внук 4-х лет «Я тоже хочу порезать!». 1. Мал еще, не мешай, порежешься! 2. Давай я лучше тебе мультфильм включу. 3. Не мужское это дело! 4. Ой здорово! Ты мне поможешь! Садись, я сейчас тебе всё дам. Ребенок режет огурцы, кусочки кривые, всё вокруг в огурцах. 1. Молодец, стараешься, помощник мой, мама так удивится! 2. Ну что же ты так криво режешь! Старайся! 3. Что-то у тебя не совсем получается, давай я тебе помогу (старается исправить все кривые кусочки)
Ситуации для игрового моделирования Мама гуляет с 3-х летним ребенком на игровой площадке. Ребенку все интересно, он пытается залезть на всё, что видит. Как ведет себя мама. Папа режет огурцы для салата. Внук 4-х лет «Я тоже хочу порезать!». Ребенок режет огурцы, кусочки кривые, всё вокруг в огурцах. Что же скажет папа?