Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 22» Автор-исполнитель: Воспитатель первой квалификационной категории Елена Михайловна Иванова И в десять лет, и в восемь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Все, что его интересует. Далекий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски… Все нарисуем: были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на земле. В.Берестов
В детских дошкольных учреждениях в воспитательно- образовательном процессе необходимо больше уделять внимания подготовки руки к письму. Это связано с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя. Эта проблема в нашем ДОУ решается через организацию дополнительного образования - кружок «Нетрадиционного рисования» с детьми 5-7 лет. Составленный и апробированный мной план кружковой деятельности имеет углубленную работу по развитию мелкой моторики как подготовки руки дошкольника к письму через использование нетрадиционных техник рисования. Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает ребенку овладеть письмом, рисованием, умением правильно пользоваться материалами, которыми можно рисовать (держать палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования и другое), без напряжения готовить руку к письму.
Знание причин трудностей освоения навыка письма, умение их выделить, своевременная помощь в школе, дома и в детских дошкольных учреждениях позволяет не осложнять и без того этот нелегкий процесс, оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения в начальной школе. Работа дополнительного образования направлена: - развитие моторики руки, овладение детьми нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками, деревянной палочкой, свечой, оттисками печатками из картофеля, поролоновым тампоном, шерстяными нитками и др.); - развитие двигательной координации кистей и пальцев рук через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, систему игровых упражнений; - развитие личности ребенка, его творчества, в ходе которой дошкольник создает новое, оригинальное, анализируя воображение, и реализуя свой замысел при создании необычных произведений изобразительного искусства.
Содержание кружковой работы предусматривает: Формирование художественно-образных представлений; Формирование координации зрительно-двигательной системы ребенка; Развитие творческих способностей; Развитие сенсорных способностей: восприятия чувство цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах; Обучение техническим навыкам и применения их при решении любой изобразительной задачи; Повышение развития двигательных навыков и умений кистевой моторики дошкольников.
Формы работы с детьми: Игровые ситуации: - фронтально; - по подгруппам; - индивидуально Формы работы с родителями: консультации; индивидуальные беседы; мастер-классы Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный (упражнения, вопросы); частично-поисковый; исследовательский
Нетрадиционные техники рисования применяемые в кружковой работе «Нетрадиционное рисование» «Наседка с цыплятами» Рисование поролоном, деревянной палочкой, указательным пальцем.
«Закружила осень» Рисование ладошкой, указательным пальцем.
«Гроздья спелой рябины». Примакивание сразу трёх пальцев рук, боковой фаланги мизинчика к поверхности листа бумаги
«Ёжик- ни головы, ни ножек». Рисование: ладошкой; печаткой, сделанной из картофеля; указательным пальцем.
«Санитары цветов».
«Осень на опушке краски разводила» «Печать листьев»: сухие листья ребенок покрывает гуашью, затем окрашенной стороной кладет на лист бумаги, прижимает и снимает, получается аккуратный цветной отпечаток растения.
«Печать листьев», рисование пальчиком, ватной палочкой. «Осенняя ветка».
«Загадочные снежинки». Рисование свечой, поролоном.
«Волшебный мир разноцветной нитки». и Рисование нитками: использование двухстороннего скотча, который взрослый наклеивает по нарисованному ребенком контуру, а нитки легко приклеиваются на липкую основу.
«Конь». На листе плотной бумаги или на цветном картоне простым карандашом рисуется контур будущего рисунка. По готовому силуэту нарисованного объекта наносится клей ПВА, а затем цветными нитками выкладывается изображение. По желанию, после просыхания работы, раскрасить карандашами пространство внутри контура из ниток
«Котенок»
«Елочка». «Спелая гроздь винограда»
Основа кружковой работы – это постепенность погружения в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое «игровое дело» – новый шаг в познание. А познание это происходит, как через восприятия искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребенка.
В течение всей работы дополнительного образования поддерживается контакт с родителями. По своему опыту знаю, как волнует родителей то, чем занимается ребенок в кружковой деятельности, каковы его успехи. Для этого систематически организуются выставки детских работ. Такие выставки очень радуют детей и родителей.
Выставки детских работ с включением фотографий практической части кружковой работы