Омонимия слов разных частей речи Границы моего языка означают границы моего мира. ( Людвиг Витгенштейн ( ), австрийский философ и логик) Старшова Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 35» г. Чебоксары
Ключ к тесту 1)a, c, e, f, g; 2)b; 3)b; 4)a; 5)c; 6)a; 7)d; 8)c; 9)c. Нормы оценки Количество верных ответов Оценка УЭ-1
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка ск..зал: –А у меня дома овсянка! –П..думаешь,– сказал Матвей,– у меня дома то(же) овсянка. –Люблю я овсянку!– добавил Сашка. –И я люблю!– ск..зал Матвей. –Она ж..лтая, кр..сивая такая! –И вкус(?)ная. Особенно с молоком! –Как это – вкусная! Как это – с молоком?– уд..вился Сашка. –Да так. А еще хороша с маслом или сахаром. –Да ты про что говоришь?!– вспл..снул руками Сашка. –Как это – про что? Про овсянку!– ответил Матвей. –Про какую овсянку? –Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? –И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду ж..ла и песни пела. –Каша песни пела?– изумился Матвей. –Какая каша? Не каша, а птица. Не слыхал про такую, что(ли)? Айда ко мне – мою овсянку слушать. –Айда!– согл..сился Матвей.– А потом ко мне – мою овсянку кушать! УЭ-2
Омонимы Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению: ключ (родник) – ключ (дверной). УЭ-2
Найдите омонимы, подберите к каждому синоним. Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. Он купил ириску, решил ее не есть, Но как не съесть ириску, когда ириска есть. УЭ-2
В п..лях, (не)коше(нн,н)ых косой, Все утро дождик ш..л косой. Доч(?) грома – капля-егоза, К..нчая свой высотный путь, Л..тела с круч(?), з..крыв гл..за, В л..цо з..мли боясь взгл..нуть. Ск..льзнув с н..бесного стекла, В ладонь цв..тка она стекла. УЭ-3
Омоформы Слова, совпадающие в своем звучании лишь в некоторых грамматических формах: печь (существительное) – печь (глагол). УЭ-3
Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи. Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. УЭ-3
В полуде(нн,н)ый зной на Сене Я искал напрасно сени, Вспомнив Волгу, где на сене Лежа слушал песню Сени: «Ах, вы, сени, мои сени». УЭ-4
Омофоны Слова, одинаково звучащие, но имеющие разные написания: плот – плод. УЭ-4
Найдите омофоны, объясните их написание. Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. Не под дождем – Постоим да подождем. Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? Лет до ста расти нам без старости. Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. Злато, злато! Сколько от тебя зла-то! УЭ-4
Серая ворона ч..рного ворона Утром ругала, пр..сев на суч..к, Новость о том ра..несли во все стороны Сплетницы-кумушки – Сорок сорок. УЭ-5
Омографы Слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению: за́мок – замо́к. УЭ-5
Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу. Чай пили в саду. – Пили скорей дрова. Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам! Взбей яичные белки, И печенье испеки. Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни. Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги. Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги. В дом войти никто не мог: На двери висел замок. Я песок руками рою, Королевский замок строю. УЭ-5
Заполните лист контроля: выполните оставшиеся пункты заданий УЭ-2, УЭ-3, УЭ-4, УЭ-5; поставьте в таблицу оценку за свою активность на уроке. Достигнуты ли вами цели урока? Как вы оцените свою активность на уроке? УЭ-6
Домашнее задание: написать мини- сочинение на тему «Богатство и разнообразие русской лексики», употребив в нем все рассмотренные на уроке языковые факты: омонимы, омоформы, омофоны, омографы. Создавая сочинение, используйте материал урока или свои наблюдения.
Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. (Сергей Довлатов, русский писатель)