На выполнение экзаменационной работы по русско­му языку отводится 4 часа (240 минут). Из этого времени на вы­ полнение первой части отводится 100 минут.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рылов «В голубом просторе» 1918 год. Лебеди Л.Н. Толстой.
Advertisements

Презентация к уроку (чтение, 3 класс) по теме: Л. Н. Толстой "Лебеди"
Обособленное обстоятельство Урок-обобщения в 8 классе.
Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме.
Главная задача - научить ся кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.
Л. Н. Толстой «Лебеди». Словарная работа Уморились – Месячный свет -
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Экзаменационная работа в 9-ом классе (в новой форме) состоит из трех частей: 1.Сжатое изложение текста. 2.Выполнение тестовых заданий на основе печатного.
Этот человек – великий писатель. Он всегда с нами. Он бессмертен, он с тобой и вот дарит тебе часы наслаждения его искусством. М.Горький.
ОБУЧЕНИЕ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ Автор-составитель О.В.Короленко ЕГЭ 9 КЛ.
Т ЕМА УРОКА : ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «Коротко и ясно, оттого и прекрасно». пословица.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Презентация факультативаПрезентация факультативаРусский язык: орфография и пунктуация Цель: углубление сведений по фонетике, лексике, словообразованию,
Приёмы сжатия текста Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
Методика обучения сжатому изложению Ресурсный центр.
Урок подготовки к ГИА 9 класс Петрикеева Елена Александровна.
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Приемы компрессии текста Урок подготовки к ГИА 9 класс Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
Пишем сжатое изложение. Этап первый Первое прочтение текста 1. определите тему текста а) по началу текста б) по ключевым словам в) по заглавию г)по ключевым.
Транксрипт:

На выполнение экзаменационной работы по русско­му языку отводится 4 часа (240 минут). Из этого времени на вы­ полнение первой части отводится 100 минут. Из них на прослу­шивание текста (2 раза) 20 минут, на осмысление прочитанного текста 5 минут, непосредственно на его написание отводится 5 минут. В свою очередь, из этого времени надо вычесть ещё минут для переписывания на чистовик (это рекомендуется де­лать в конце всей экзаменационной работы). Таким образом, время, отведённое на написание чернового варианта изложения составляет приблизительно 50 минут. На выполнение экзаменационной работы по русско­му языку отводится 4 часа (240 минут). Из этого времени на вы­ полнение первой части отводится 100 минут. Из них на прослу­шивание текста (2 раза) 20 минут, на осмысление прочитанного текста 5 минут, непосредственно на его написание отводится 5 минут. В свою очередь, из этого времени надо вычесть ещё минут для переписывания на чистовик (это рекомендуется де­лать в конце всей экзаменационной работы). Таким образом, время, отведённое на написание чернового варианта изложения составляет приблизительно 50 минут. Вы должны передать главное в каждом абзаце и во всём тексте в целом; заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключить несущественное. Вы должны передать главное в каждом абзаце и во всём тексте в целом; заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключить несущественное.

Сжатое изложение сжатие воспринятой информации, в результате должен получиться текст, в котором максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение сжатие воспринятой информации, в результате должен получиться текст, в котором максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Исключение. Выделить главное и детали, затем детали убрать, объединить существенное и составить новый текст. Исключение. Выделить главное и детали, затем детали убрать, объединить существенное и составить новый текст. Обобщение. Вычленение главных единичных фактов, подбор языковых средств их обобщённой передачи. Обобщение. Вычленение главных единичных фактов, подбор языковых средств их обобщённой передачи. Упрощение. Убрать прямую речь, сложные предложения и т. д. Упрощение. Убрать прямую речь, сложные предложения и т. д.

1.Сокращение отдельных членов предложения или некоторых однородных членов. 1.Сокращение отдельных членов предложения или некоторых однородных членов. 2.Образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же. 2.Образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же. 3.Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части. 3.Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части. 4.Разбивка сложного предложения на сокращённые простые. 4.Разбивка сложного предложения на сокращённые простые. 5.Перевод прямой речи в косвенную. 5.Перевод прямой речи в косвенную. 6.Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты (описание и рассуждение) 6.Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты (описание и рассуждение)

Зашёл он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из- под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнёт. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». «А мама ?» «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». «А откуда вы ехали?» «Не знаю, не помню...» «И никого у тебя тут родных нету?» «Никого». «Где же ты ночуешь?» «А где придётся».

Я дверь ему открыл и посадил рядом с собой. Я дверь ему открыл и посадил рядом с собой. Когда поехали, мой шустрый парнишка вдруг притих, то взглянет на меня, то вздохнёт. Такая птаха, а уже научился вздыхать. Стал я спрашивать о родных. Оказалось, что их у мальчонки не было- всех убило. Ночевал он где придётся. Когда поехали, мой шустрый парнишка вдруг притих, то взглянет на меня, то вздохнёт. Такая птаха, а уже научился вздыхать. Стал я спрашивать о родных. Оказалось, что их у мальчонки не было- всех убило. Ночевал он где придётся.

Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели и день и ночь, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой ви­дели синеющую воду. Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели и день и ночь, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой ви­дели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди лете­ли старые, сильные лебеди, сзади летели те, кото­рые были моложе и слабее. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди лете­ли старые, сильные лебеди, сзади летели те, кото­рые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог ле­теть дальше. Тогда он, распустив крылья, пошел вниз. Все ближе и ближе спускался к воде; а това­рищи его все дальше и дальше белелись в месячном свете. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог ле­теть дальше. Тогда он, распустив крылья, пошел вниз. Все ближе и ближе спускался к воде; а това­рищи его все дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Ста­до лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, ле­бедь загнул шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Ста­до лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, ле­бедь загнул шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его. Перед зарей легкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь от­крыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звезды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тайными, всколыхавши­мися волнами. Перед зарей легкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь от­крыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звезды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тайными, всколыхавши­мися волнами. (Л.Н. Толстой) 216 слов (Л.Н. Толстой) 216 слов

Информационно-тренировочный комплекс: Текст имеет четкое абзацное членение, которому соответствуют основные микротемы. Фрагмент текста является образцом художественного стиля, основной тип речи повествование. Текст имеет четкую логическую структуру: состоит из экспозиции 1-й абзац, завязки действия 2-й абзац, развития действия 24-й, кульминации конец 4-го и развязки действия 5й абзац.

Лебеди отправились в длительный перелет в теп­лые края. Путь их лежал через море. Долгие дни и ночи летели они над водой, не имея возможности отдохнуть. Лебеди отправились в длительный перелет в теп­лые края. Путь их лежал через море. Долгие дни и ночи летели они над водой, не имея возможности отдохнуть. Все лебеди очень устали, но из последних сил продолжали лететь: старые впереди, молодые сзади. Все лебеди очень устали, но из последних сил продолжали лететь: старые впереди, молодые сзади. Один молодой лебедь очень устал, он уже не мог следовать за стаей. Распустив крылья, он начал снижаться, а его товарищи все дальше и дальше уходили в небесную даль. Один молодой лебедь очень устал, он уже не мог следовать за стаей. Распустив крылья, он начал снижаться, а его товарищи все дальше и дальше уходили в небесную даль. Лебедь устало опустился на воду. Стая уже почти скрылась из виду, только было слышно в тишине, как звенели их крылья. Лебедь устало закрыл глаза и неподвижно застыл. Лебедь устало опустился на воду. Стая уже почти скрылась из виду, только было слышно в тишине, как звенели их крылья. Лебедь устало закрыл глаза и неподвижно застыл. На заре поднялся ветер. Вода плескала в грудь лебедя и разбудила его. Поднималось солнце. Ле­бедь размахнул крылья и взлетел, постепенно под­нимаясь все выше и выше. Он продолжал свой путь уже один. На заре поднялся ветер. Вода плескала в грудь лебедя и разбудила его. Поднималось солнце. Ле­бедь размахнул крылья и взлетел, постепенно под­нимаясь все выше и выше. Он продолжал свой путь уже один. ПРИМЕРНЫЙ вариант СЖАТОГО изложения: