Княжество «Орфоэпия» Проект выполнили: Лях Светлана, Клименко Ульяна 5 класс Руководители проекта: Гуркина Марина Викторовна Букина Раиса Фёдоровна
Цель: показать, что значение орфоэпии вытекает из назначения языка в обществе. Язык должен быть понятным для всех, говорящих на данном языке. Задачи: формировать нормы правильной литературной речи; прививать интерес к изучению русского языка.
Не зная орфоэпии Во всём великолепии, Не ощутишь её волшебных чар. Жизнь кажется кошмаром, Когда одним ударом Не то, что нужно, ставят под удар.
Орфоэпия (греч. –правильная речь) Раздел науки, освещающий вопросы нормативного произношения
Особенности русского словесного ударения: Разноместное подвижное неподвижное, свободное, вариативное
Разноместное -не закреплено за определенным слогом. СрЕдства ДосУг КаталОг Р азноместность делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова!
Подвижное - может перемещаться в пределах словоформы зАнят занятА нАчал началА
Госпиталь – гОспиталю – госпиталь -госпитали Звоню - звоним - звонишь - звоните-звонят Неподвижное –ударение закреплено за корнем Неподвижное - ударение закреплено за окончанием
Свободное - в пределах одного и того же слова, передвигается с одного слога на другой Понять- понял- поняла
Комбайнёр - комбайнёр Творог- творог Вариативное- ударение ставится то на одном, то на другом слоге, оба варианта соответствуют норме. Камбала- камбала
Шутка. Мой дядя выяснял лет сорок, И всё же выяснить не мог- Как говорить вернее: Творог?! И как-то он в молочной лавке Его увидел на прилавке,- Лицо, как роза, расцвело, Решил купить он полкило. Но тотчас, на прилавок глядя, Опять задумался мой дядя: « Ведь, вероятно, он не дорог, Пойдёт в ватрушку и в пирог… Но как спросить: почем творог? А, может, правильнее творог? А в это время у прилавка И шум, и очередь, и давка, Но дядя дольше всех стоит И сам с собою говорит: «Да…Я к произношенью строг, Не допускаю оговорок… Но, как же всё-таки - творог, А, может, правильнее – творог?! Задачу эту смог решить Мой дядя, лишь дойдя до кассы,- Сказав : «Прошу вас получить За полкило…творожной массы». Кассирша мало разбиралась В местоименьях, в падеже И так сказала : «Не осталось, Она распродана уже !..»
Почему у других народов нет такой проблемы? Дело в том, что в некоторых языках ударение фиксированное: в финском и эстонском в польскомво французском - на первом слоге - на предпоследнем слоге - на последнем слоге
Возил не шофер, а шофёр. Не фарфор, а фарфор. Был оглашён не приговор- Судебный приговор. Строгал не столяр, а столяр, Но доску - не доску И слушал в одиночестве Не «Тоску», а тоску. Возил не шофер, а шофёр. Не фарфор, а фарфор. Был оглашён не приговор- Судебный приговор. Строгал не столяр, а столяр, Но доску - не доску И слушал в одиночестве Не «Тоску», а тоску.
Ударение в русском языке играет смыслоразличительную роль засыпать брОня бронЯ парить атлас мука
Ошибка в ударении Граничит с преступлением, Пускай запомнит это млад и стар. Ни молодым, ни старым Нельзя одним ударом Не то, что нужно, ставить под удар.
Ударение в кратких прилагательных на первом слоге основы, кроме формы женского рода, где оно переходит на окончание весел – веселА глуп – глупА горд – гордА прав– правА сыт – сытА молод – молодА
У глаголов 2 спряжения ударение в формах настоящего времени ставится на основе, а не в окончании вертит клеит солит манит дружит
Глаголы с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода врал – вралА гнал – гналА жил – жилА звал – звалА плыл – плылА спал – спалА
Глаголы с ударением на приставке, кроме формы женского рода прОклял –проклялА нАчал –началА Отбыл –отбылА пОнял –понялА зАнял –занялА нАнял –нанялА Двоякое ударение: Дожил-дожил Отнял-отнял Продал-продал
Две группы глаголов на -ировать баллотИровать дирижИровать гарантИровать копировать дискутИровать формулИровать бомбардировАть гримировАть группировАть маскировАть пломбировАть премировАть блокИрованныйпремирОванный То же самое в причастиях
Глаголы с ударением на окончании заключИть – ты заключИшь – он заключИт – они заключАт звонИть – ты звонИшь – он звонИт – они звонЯт облегчИть – ты облегчИшь – он облегчИт – они облегчАт включИть – ты включИшь – он включИт – они включАт
Особенности произношения согласных в русском языке чн [шн] конечно скучно скворечник что чт [шт] тщеславие тщ [чш] тщетный чтобы тс, дс, тьс, тц, дц [ц] боится детство молодцы
Для того чтобы легче запомнить правильное произношение слов, можно использовать звуковые ассоциации. У Иры – крапИва. У Фёклы – свЁкла. Лика- малая толИка. Ия – санитарИя. Чук купил каучУк. Где ель- там щавЕль. Остынь –нет простЫнь. Рота прошла через ворОта. МЕльком взглянешь- на мель сядешь. У ушка – ракУшка. Молчишь и не звонИшь. Простит и позвонИт. Будешь с нами – будешь с деньгАми. А если «Ах!» - Забудь о деньгАх. Кричат «Ура!» профессорА и докторА, директорА и поварА, увидев церковные куполА