XI – XVII вв.
Произведения древнерусской литературы представлены разными жанрами: летописи хождения поучения житии послания сочинения ораторского жанра идр.
Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской Лавры Никон, которого называли Велики. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских. Из-за этого ему пришлось дважды бежать в Тмутаракань. В конце жизни Никон стал игуменом Киево- Печерского монастыря. Видно тогда0то он и трудился над летописью.
Слово «летопись» произошло от двух слов: «лето», то есть год, и «писать» Таким образом, летопись – это сочинение, где повествование излагается по годичному принципу. Основные виды повествования в летописи – годовая запись, летописная повесть и некрологическая характеристика(описание смерти князя и похвала ему). Составитель летописи считал себя не автором, а лишь регистратором происходящих событий.. Чаще всего летописцами были ученые монахи.
Изготовление летописи многотрудное и дорогое дело. До появление бумаги летописцы писали на пергаменте – специально выделанная кожа.
Самый первый древнерусский памятник указать невозможно. Начало древнерусской литературы, связано с принятием христианства на Руси, с церковным богослужением и проповедничеством.
Около 1113 году монах Нестор составил повесть по хронологии годов и назвал её «Повестью временных лет». Эта поветь дошла до нас переписанная отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. При переписывание летописи последователь неизбежно вносил какие-то добавления, поправки, а то и ошибался иногда. Кроме того добавляли новые сведения, поскольку летопись велась строго погодам. Таким образом летопись не дошла до нас в первозданном виде.
«Повесть временных лет» объединяет в себе разный материал- рассказы из библейских историй, этнографические сведения о других славянах, устные легенды о первых князьях Древней Руси, юридические документы (уникальные тексты договоров Руси с Византией), политические повести о княжеских междоусобицах, церковные поучения и пр. Но всё читается как единое повествование.
Зачем мы изучаем Древнерусскую литературу ?
Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого разрушают преграды времен, и мы силой воображения можем представить себя участником тех далеких событий.