Жанр дневника Жанр дневника в русской литературе в русской литературе XIX и XX веков. XIX и XX веков. Презентация подготовлена Презентация подготовлена Ученицей 11 класса «А» Ученицей 11 класса «А» ГОУ СОШ 983 ГОУ СОШ 983 Егеревой Анастасией Егеревой Анастасией Игоревной Игоревной Научный руководитель: Научный руководитель: Павлова Елена Валерьевна Павлова Елена Валерьевна Москва, 2009 год.
Цель работы : Сравнить жанр дневника в литературе XIX и XX веков, выявить особенности жанра.
Содержание : - Краткая история возникновения жанра ; Определение жанра дневника : - Определение жанра дневника : - Особенности жанра ; - Произведения XIX века ( Н. Гоголь, М. Лермонтов ); М. Лермонтов ); - Произведения XX века ( Е. Замятин, И. Бунин ) ; И. Бунин ) ; - Особенности использования жанра в литературе XIX и XX веков ; - Список литературы.
Дневник как жанр формируется в XVIII веке, когда повышается интерес к внутреннему миру личности и особенно к области чувств.
Дневник форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей.
О с о б е н н о с т и ж а н р а : - повествование ведётся от первого лица, - часто встречаются неполные предложения с опущенным подлежащим «Я» и определённо - личные предложения с глаголами в форме 1 лица ед.ч.; - оценка событий дается с позиции главного героя, в связи с чем в повествовании появляются субъективность, самоанализ, исповедальность, размышления героя о мире и о себе;
О с о б е н н о с т и ж а н р а : - особый тип подачи материала : регулярность записей, их связь с текущими, а не давно происходившими событиями ; - публицистичность повествования ( субъективность, социальная значимость, анализ, размышления и обобщения ).
Дневник в литературе имеет общие черты с такими формами повествования, как мемуары, автобиографии, исповеди.
Дневник может охватывать все пространство произведения, может быть одним из эпизодов.
В повести Н. В. Гоголя « Записки сумасшедшего » дневник впервые организует всё художественное пространство произведения, является как ведущим композиционным приемом, так и основным средством раскрытия характера. Жанр дневника в произведениях XIX века
В романе М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени » только одна из частей является дневником – это « Журнал Печорина ». В «Журнале Печорина» присутствуют датировки событий, записи ведутся регулярно, герой предельно откровенен в своих мыслях и оценках.
Жанр дневника в произведениях XX века Е. Замятин. Роман « Мы » Дневниковая форма придает повествованию документальность, достоверность, фактологическую точность.
И. А. Бунин. « Лёгкое дыхание ». Автор включает лишь фрагмент дневника главной героини – Ольги Мещерской. В дневнике нет дат, повествование спонтанно, что делает данный эпизод близким к частному дневнику.
Дневник может включаться в текст произведения в качестве одного из эпизодов с целью лучшего понимания характера персонажа, его внутреннего мира, причин и мотивов его поступков.
Если же в форме дневника написано всё произведение, то дневник будет являться не только способом раскрытия характера, но и композиционным приёмом, выявляющим особенности отношения автора к действительности.
Список литературы : Белинский В. Г. « Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова ». М., 1967 г. Бунин И. А.« Легкое дыхание : повести, рассказы ». М., Эксмо, 2005 г. Гоголь Н. В.« Записки сумасшедшего » М., « Молодая гвардия »,2004 г. Замятин « Мы ». М., Эксмо, 2006 Наталья Кольцова. « Роман Евгения Замятина « Мы и « петербургский текст » русской литературы ». В журн. » Вопросы литературы, 1999 г., 4. К. Корбин « Похвала дневнику « « Новое литературное обозрение », 2003 г., 61. Кузнецов А. Н. " Культурологическая аллюзия в Записках сумасшедшего ". Лермонтов М. Ю.« Герой нашего времени ». Поэмы. Стихотворения. М., Эксмо, 2009 г. Недзвецкий Б. М., « Герой нашего времени ": становление жанра и смысла ». В кн. « От Пушкина к Чехову ». М., МГУ, 2002 г.
Жанр дневника Жанр дневника в русской литературе в русской литературе XIX и XX веков. XIX и XX веков. Егерева Анастасия Игоревна Егерева Анастасия Игоревна ученица 11 класса «А» ГОУ СОШ 983 Т: Научный руководитель: Павлова Елена Валерьевна Москва,2009 год