«Пути повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в образовательном процессе». Доклад Е.Н.Чистюхиной 2010 год
Задача школы вооружить обучающихся знаниями; научить самостоятельности в процессе получения знаний; научить применять знания в дальнейшем.
Причины неуспешности обучения непонимание слов; непонимание процесса о котором идёт речь; несинхронность слышания и понимания; ограниченность объёма усвоения новых понятий в определённый промежуток времени; отсутствие умелого использования форм самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы
Преимущества развития познавательной самостоятельности вместо запоминания развивается сообразительность и творчество; повышается интерес к учёбе в школе; получаемая информация становится готовой к применению, задействованию; приобретаются творческие качества, развивается самокритичность; укрепляет веру в свои силы, в способность решать самостоятельно жизненные проблемы; приучает к самоорганизации в учебном труде; подготавливает к продолжению учёбы вне стен школы.
Как научить детей быть активными в процессе учёбы научить детей учить уроки; приучать к прояснению непонятных слов; включать в учебный процесс элементы самообразования; поощрять творчество; приобщить к использованию дополнительной литературы; приучать сравнивать источники информации; добиваться расширения кругозора в процессе учёбы.
Роль учителя в развитии познавательной самостоятельности. Учит детей: работать с текстом, дополнительными материалами; выделять главное; осмысливать понятия; определять уровень и качество изученного материала; добывать знания самостоятельно. Учитель: оказывает своевременную помощь каждому ребёнку; создаёт равноправные взаимоотношения между учителем и обучающимся; показывает личный пример в отношении творческого подхода к своему делу.
Роль ученика. развивает позитивную мотивацию к учёбе; стремится реализовать свои способности; осознаёт необходимость самостоятельно получать знания для их применения в жизни; воспитывает в себе желание быть Победителем, а не Неудачником; старается получить признание окружающих (родителей, товарищей, педагогов); развивает приёмы самоконтроля и самооценки.
Роль родителей при затруднениях подводят ребёнка к самостоятельному правильному решению проблемы; вселяют уверенность в его силах, способности самостоятельно учиться; дают наводящие ориентиры, развивающие мышление ребёнка; поощряют удачные находки; добиваются, чтобы выполнение домашнего задания становилось радостным и желанным; помогают развивать детские таланты и способности
Выводы: Познавательная самостоятельность предполагает самостоятельную ориентировку в задании, умение выбрать способы действий, адекватные поставленной задаче, реализовать их на практике, а кроме того, умение контролировать и корректировать способы работы, применять полученные знания на практике.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» А.Дистервег