ТАБЛИЧНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ТЕМА УРОКА
ЗАДАЧИ УРОКА: 1.Просто ли построить таблицу? Что при этом необходимо учитывать? 2.Простые правила построения таблиц.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Назовите преимущества упорядочения информации в виде таблицы. Перечислите элементы таблицы.
Таблица – одна из структур информационных моделей В табличной информационной модели объекты или их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной таблицы. С помощью таблиц могут быть выражены как статические, так и динамические модели. С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях. Широко известно представление математических функций, статистических данных, расписаний поездов, самолетов, уроков и т.д.
Основные понятия таблицы Таблица – универсальное средство представления информации, в котором содержится информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов. Объект – это то, о чем идет речь. Класс объектов – множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами. Свойства – характеристики, признаки объекта
Домашняя библиотека АВТОРНАЗВАНИЕГОД ИЗДАНИЯ ЖАНР А. БеляевЧеловек-амфибия1990Фантастика А. ПушкинСказка о царе Салтане 1985Поэтическая сказка Л.ТолстойВойна и мир1972Трагедия А. Конан- Дойль Голубой карбункул1980Детектив 1.В таблице идет речь о классе объектов – о книгах домашней библиотеки. 2.Свойства – автор, название, год издания, жанр. 3.Значения свойств: - автор: Беляев, Пушкин, Толстой, Конан-Дойль. - название: «Человек-амфибия», … - год издания: 1990, 1985, … - жанр: фантастика, сказка, …
ТИПЫ ТАБЛИЦ 1. «ОБЪЕКТЫ - СВОЙСТВА» Рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу. Порядок построения таблиц ОС: 1.Выделить объекты и свойства. 2.Назвать класс объектов. 3.Вписать названия объектов и их свойства. 4.Вписать значения свойств. Название класса объектовНазвание свойств Название объектовЗначения свойств
ТИПЫ ТАБЛИЦ 2. «ОБЪЕКТЫ - ОБЪЕКТЫ» Описывает пары объектов и только одно свойство. Порядок построения таблиц: 1.Выделить объекты и свойства. 2.Назвать класс первых и вторых объектов. 3.Вписать название первых и вторых объектов. 4.Вписать значения свойств в ячейки. Название класса первых объектов Название класса вторых объектов Название вторых объектов Название первых объектовЗначение свойств
Пример таблицы ОО ФамилияПредмет Русский языкЛитератураМатематика Иванов Петя454 Петров Андрей443 Сидоров Ваня554 Андреев Коля345 ГОДОВЫЕ ОЦЕНКИ
ТИПЫ ТАБЛИЦ 3. Логические табличные модели Позволяют находить решения логических задач. Пример: в школе учатся четыре талантливых подростка. Один из них – будущий хоккеист, другой преуспел в футболе, третий легкоатлет, четвертый подает надежды как баскетболист. О них известно следующее: 1.Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался лекгоатлет. 2.Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста. 3.Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном. 4.Иван незнаком с Алексеем, так как они учатся в разных классах и в разные смены. Кто чем увлекается?
Построение таблицы Построим таблицу со столбцами «Футболист», «Баскетболист», «Лекгоатлет», «Хоккеист» и строками с именами мальчиков. 1.Иван и Алексей не могут быть легоатлетами. 2.Петр не баскетболист. 3.Андрей и Иван не хоккеисты футболистбаскетболистлегкоатлетхоккеист Иван-- Петр-- Алексей- Андрей-
ОТВЕТ футболистбаскетболистлегкоатлетхоккеист Иван+--- Петр--+- Алексей---+ Андрей-+-- Таким образом, в результате составления логической модели в виде таблицы и анализа ее мы пришли к выводу, что: Иван – футболист, Петр – легкоатлет, Алексей – хоккеист, Андрей - баскетболист
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПОСТРОИТЬ ТАБЛИЦУ ПО СЛЕДУЮЩИМ В КАРТОЧКЕ ДАННЫМ. Домашнее задание: 1.Знать структуру таблиц, основные понятия, типы таблиц. 2.Решете логическую задачу с помощью таблицы. (Условие в карточкках)