П сихолого-педагогические приемы сотрудничества Педагог-психолог Евдокимова С.В.
Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог. В.П.Тихомиров
"Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет." У. Уорд.
Есть только два направления изменения человека - развитие либо деградация. Поэтому, если образование не способствует развитию, то оно будет служить деградации. (Г.Драйден)
Цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были знания актуальные, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни.
« Когда ты идёшь в школу, то обычно …» Настроение приподнятое от предстоящей встречи Настроение приподнятое от предстоящей встречи с одноклассниками с одноклассниками 9 27% Хочется узнать что-то новое, интересное Хочется узнать что-то новое, интересное % Иду, скорее всего, по привычке ( « надо! » ) Иду, скорее всего, по привычке ( « надо! » ) 5 15% Не хочется встречаться с некоторыми Не хочется встречаться с некоторыми учителями учителями 0 0% На душе тревожно из-за невыученных уроков На душе тревожно из-за невыученных уроков 1 3% Иду и думаю: « Поскорей бы это всё кончилось Иду и думаю: « Поскорей бы это всё кончилось 8 24%
« Для чего ты учишься ? » 1.Нравится узнавать что – то новое, интересное % интересное % 2. Каждый обязан учиться % 3.Хочу стать грамотным, образованным человеком % 4. Родители заставляют учиться 8 24 % 5. Хочу после школы поступить в ВУЗ или техникум 8 24 % 6. Хочу быть умным и эрудированным % 7. Нравится общение с одноклассниками % 8. Хочу, чтобы похвалил учитель 2 6 %
9. Хочу приобрести прочные, глубокие знания 7 21% 10. Нравится получать хорошие оценки % 11. Очень нравиться учиться 6 18 % 12. Классный руководитель заставляет 13. Учусь, чтобы товарищи меня уважали 4 12 % уважали 4 12 % 14. Учусь для расширения кругозора13 % 15. Учусь для того, чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учёбу.
« Как ты оцениваешь свою учёбу в школе » Учусь в полную силу, лучше уже не могу 721% Учусь по необходимости 1030% Учусь, потому что заставляют учителя и родители 412% Не хочу учиться Могу учиться лучше, чем сейчас 1236%
« Как ты считаешь, что мешает тебе улучшить твою успеваемость в школе ? » У меня нет интереса к учёбе 7 21 % Во время занятий я быстро устаю 9 27 % На занятиях часто отвлекаюсь 2 6 % Учёба даётся мне с трудом 8 24 % Учителя уделяют мало внимания моим проблемам в школе 4 12 % Меня часто беспокоят проблемы в семье 3 9 % Учусь в полную силу и лучше учиться уже не смогу 6 18 %
«Тебе нравится в школе?» «Тебе нравится в школе?» В анкетировании приняли участие уч-ся 4-5 классов 1.Тебе нравится в школе или не очень? - не очень нравится 2 уч. - 14% - нравится 13 уч % 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться? - часто не хочу идти на уроки 2 уч. – 14% - бывает по разному 4 уч. – 26% - иду с радостью в школу 9 уч. – 60% 3. Если бы учитель сказал, что в школу после каникул не обязательно ехать, можно остаться дома, что ты сделаешь: - остался бы дома 9 уч. – 60% - поехал бы в школу 6 уч. – 40% 4.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? - хотел бы 5 уч. – 34% - не хотел бы 9 уч. – 60% - не знаю 1 уч. – 6 %
6.Ты хотел бы, что бы в школе остались одни перемены, а уроков не было? - не знаю 3 уч. – 20% - не отел бы 4 уч - 26% - хотел бы 8 уч.– 54% 7.Ты часто рассказываешь о школе родителям? - часто 10 уч.- 66% - редко 3 уч. – 20% - не рассказываю 2 уч. – 14% 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой классный руководитель (учитель)? - точно не знаю 6 уч. – 40% - хотел бы 5 уч. – 34 % - не хотел бы 4 уч.- 26% 9.У тебя в классе много друзей? - мало 4 уч. – 26% - много 11 уч. – 74% 10.Тебе нравятся твои одноклассники? - нравятся 11 уч.- 74% - не очень 1 уч.- 6% - не нравятся 3 уч. – 20%
Результаты опроса школьников. Если я получу хорошую оценку
Если я получу плохую оценку
Мне всегда приятно, когда взрослые в школе…
Я чувствую себя уверенно, когда в школе…..
Готовы ли мы, учителя, работать так, чтобы не навредить ребенку? Как сделать обучение интересным? Какова роль ситуации успеха? Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха? Если знаем, то как часто применяем их на практике?
Психолого-педагогические приемы сотрудничества Сотрудничество – это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимальная вера в будущее. Но сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно дает. Радость и ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Ожидание радости – источник его движения вперед. Нет ожидания – нет и творческой личности.
Психолого-педагогические приемы сотрудничества Радость сама по себе не возникает, ее горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. Таким образом, сотрудничество является необходимым условием для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса - помочь осознать свои возможности и поверить в себя. Сотрудничество учителя и учащихся, основанное на любви к детям, принятие их как личностей, предполагает создание в учебном процессе ситуаций переживания успеха.
Психолого-педагогические приемы сотрудничества В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте многих учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания.
Психолого-педагогические приемы сотрудничества Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Психолого-педагогические приемы сотрудничества В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его. Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности.
Психолого-педагогические приемы сотрудничества Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Психолого-педагогические приемы сотрудничества Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. Неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.
Психолого-педагогические приемы сотрудничества Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Алгоритм: 1 шаг: Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт. 2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: неуспех – случаен, успех – закономерен. Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.
3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации. 4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками. 5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды. 6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.
Психолого-педагогические приемы сотрудничества Общение, как средство решения учебных задач; Как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; Как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.
При решении образовательных задач общение позволяет: Психологический контакт с детьми; Положительная мотивация обучения; Обстановка коллективного, познавательного поиска.
Упражнение «Модальность» Типичная фразаКак необходимо говорить «Ты должен хорошо учиться!»«Я уверена, что ты можешь хорошо учиться!» «Ты должен уважать старших!»«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?» «Ты должен слушаться учителя и воспитателя!» «Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться».
« Хоть выйди ты не в белый свет А просто за околицу, Пока идёшь за кем-то вслед, Пока идёшь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Дорога не запомнится. Зато куда бы ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. » Н. Рыленков Н. Рыленков