Формирование субъектной позиции ученика на предметах гуманитарного цикла
Учение без мысли - напрасный труд. Конфуций Не мыслям надобно учить, а мыслить. Иммануил Кант Мышление - это новое сотворение мира. Альбер Камю Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно, если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение. Джек Лондон
РКМЧП Базовая модель « вызов – осмысление содержания – рефлексия » отражает 3 стадии единого процесса движения учителя и учеников от поставленных целей к результатам обучения Критическое мышление имеет 5 характеристик ( Д. Клустер ) Во - первых – это мышление самостоятельное Во - вторых – это мышление обобщенное В - третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Приём « Кластер »
« Чтение с пометками «INSERT» " V " - уже знал " + " - новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы " V " " + " " - " " ? "
Прием « Толстые и тонкие вопросы » « Тонкие » вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. « Толстые » вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Прием « Написание эссе » Эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием « Напишите письмо » - когда учащимся нужно написать кому - либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими. « Составление телеграммы » ( научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде );
Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными. Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз. Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу. Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно». Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии! Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения. Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков. Больше всего дети утомляются в бездействии.