Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации.
Виды инициативности : Педагог открыто выступает как инициатор общения ; Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами.
Мускульная мобилизированность. Выражается в общей собранности внимания, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры тела ; Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ ; Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов ; Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица
Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких - либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь вызывает скуку.
Дыхание. Когда учителю приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе знать : может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка ; Голос. Прежде всего это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата ; Дикция - ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков ; Ритмика. Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов
Владеть « чтением по лицу » ( социальной перцепцией ); Понимать личность ученика, его психическое состояние ; « Подавать себя » в общении с учащимися ; Оптимально строить свою речь в психологическом плане, те умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися.
Нужно сознавать, что школа - часть общества ; Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию ; Адекватная оценка собственной личности ; Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ; Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации ; Развитие наблюдательности, педагогического воображения ; Быть щедрым на похвалу ;