Присоединение Чувашии к Российскому государству Учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ» Никифорова Л.Ф.
Предпосылки присоединения Потеря болгаро-чувашами своей государственности, монголо-татарское иго, опустошение Болгарской земли в основном татаро-монголами, массовый геноцид болгаро-чувашского населения, перемещение оставшихся в живых болгаро-чувашей с плодородных лесо-степных земель в менее плодородные лесные районы с довольно суровыми климатическими условиями – все это составляет первую глубинную важнейшую предпосылку мирного, по челобитью, присоединения Чувашии к Российскому государству. Потеря болгаро-чувашами своей государственности, монголо-татарское иго, опустошение Болгарской земли в основном татаро-монголами, массовый геноцид болгаро-чувашского населения, перемещение оставшихся в живых болгаро-чувашей с плодородных лесо-степных земель в менее плодородные лесные районы с довольно суровыми климатическими условиями – все это составляет первую глубинную важнейшую предпосылку мирного, по челобитью, присоединения Чувашии к Российскому государству. Вторая важнейшая предпосылка мирного, по челобитью, присоединения Чувашии к России – это угнетенное и унизительное, очень трудное положение чувашского народа в Казанском ханстве. Вторая важнейшая предпосылка мирного, по челобитью, присоединения Чувашии к России – это угнетенное и унизительное, очень трудное положение чувашского народа в Казанском ханстве. Третьей предпосылкой мирного, по челобитью, присоединения Чувашии к России являлось установление добрососедских отношений между правобережными чувашами и русским населением Нижегородского Поволжья. Третьей предпосылкой мирного, по челобитью, присоединения Чувашии к России являлось установление добрососедских отношений между правобережными чувашами и русским населением Нижегородского Поволжья.
Чувашия в составе Казанского ханства В ХV веке Золотая Орда окончательно распалась на несколько мелких ханств. Оcтатки болгар оказались в Казанском ханстве. И в начале XVI в. в документах стало появляться слово «чуваши». Так, считают ученые, называли себя язычники прежней Болгарии (по другим версиям слово «чуваш» произошло от «сувар», «сувас»), и за болгарами, в основном сельскими жителями, так и осталось это название «чуваши». Небольшая часть болгарского населения смешалась с кыпчаками (кочевыми племенами, покоренными татаро-монголами) и стала предками современных казанских татар. Как и во времена Золотой Орды татаро-монголы жестоко властвовали над покоренными народами. Заставляли людей платить непомерные налоги, обслуживать ханских людей, строить дома, дороги, мосты. Забирали людей в войска хана, уводили девушек и юношей, делали их своими рабами. За любое неподчинение, сопротивление уничтожали целые деревни, убивали всех жителей. В ХV веке Золотая Орда окончательно распалась на несколько мелких ханств. Оcтатки болгар оказались в Казанском ханстве. И в начале XVI в. в документах стало появляться слово «чуваши». Так, считают ученые, называли себя язычники прежней Болгарии (по другим версиям слово «чуваш» произошло от «сувар», «сувас»), и за болгарами, в основном сельскими жителями, так и осталось это название «чуваши». Небольшая часть болгарского населения смешалась с кыпчаками (кочевыми племенами, покоренными татаро-монголами) и стала предками современных казанских татар. Как и во времена Золотой Орды татаро-монголы жестоко властвовали над покоренными народами. Заставляли людей платить непомерные налоги, обслуживать ханских людей, строить дома, дороги, мосты. Забирали людей в войска хана, уводили девушек и юношей, делали их своими рабами. За любое неподчинение, сопротивление уничтожали целые деревни, убивали всех жителей.
1551 год в истории Чувашии Не выдержав такой жизни и постоянных военных столкновений татаро-монголов и русских войск на своей территории и желая освободиться от власти Казани, болгаро-чуваши и марийцы обратились к русскому царю. Все лето 1551 года к Ивану Грозному от Чувашского края ездили делегации по человек. Надо сказать, что царь устраивал для посланцев этих народов обильные пиры и дарил роскошные подарки. И летом этого же года чуваши вошли в состав России, что было закреплено царской грамотой с золотой печатью, а в 1552 году чуваши, марийцы и мордва помогли русским войскам взять Казань. Таким образом, Казанское ханство было разгромлено, а чуваши остались в составе Российского государства. Не выдержав такой жизни и постоянных военных столкновений татаро-монголов и русских войск на своей территории и желая освободиться от власти Казани, болгаро-чуваши и марийцы обратились к русскому царю. Все лето 1551 года к Ивану Грозному от Чувашского края ездили делегации по человек. Надо сказать, что царь устраивал для посланцев этих народов обильные пиры и дарил роскошные подарки. И летом этого же года чуваши вошли в состав России, что было закреплено царской грамотой с золотой печатью, а в 1552 году чуваши, марийцы и мордва помогли русским войскам взять Казань. Таким образом, Казанское ханство было разгромлено, а чуваши остались в составе Российского государства.
Легенда об участии чувашей в походе на Казань Существует такая легенда о помощи чувашей при взятии Казаим: царь Иван IV со своим войском долго стоял у стен Казани и никак не мог взять ее. Тогда они решили сделать под стену подкоп и взорвать ее. Существует такая легенда о помощи чувашей при взятии Казаим: царь Иван IV со своим войском долго стоял у стен Казани и никак не мог взять ее. Тогда они решили сделать под стену подкоп и взорвать ее. Все солдаты, посланные измерять расстояние, погибли, не дойдя до стены. Тогда один чуваш взял гусли и, играя, пошел к стене. И защитники, и захватчики замерли, зачарованные чудесной и печальной мелодией. А в это время товарищи гусляра считали его шаги... Все солдаты, посланные измерять расстояние, погибли, не дойдя до стены. Тогда один чуваш взял гусли и, играя, пошел к стене. И защитники, и захватчики замерли, зачарованные чудесной и печальной мелодией. А в это время товарищи гусляра считали его шаги... Ориентируясь на это расстояние, сделали подкоп под стену, заложили туда порох, поставили на него свечку, зажгли ее, а наверху зажгли другую свечу, для сравнения. Эта свеча догорела - взрыва нет. Ориентируясь на это расстояние, сделали подкоп под стену, заложили туда порох, поставили на него свечку, зажгли ее, а наверху зажгли другую свечу, для сравнения. Эта свеча догорела - взрыва нет. Существует такая легенда о помощи чувашей при взятии Казаим: царь Иван IV со своим войском долго стоял у стен Казани и никак не мог взять ее. Тогда они решили сделать под стену подкоп и взорвать ее. Существует такая легенда о помощи чувашей при взятии Казаим: царь Иван IV со своим войском долго стоял у стен Казани и никак не мог взять ее. Тогда они решили сделать под стену подкоп и взорвать ее. Царь, рассердившись, велел казнить солдата-зажигальщика. И в это время раздался взрыв (под землей из-за нехватки воздуха свеча горела медленнее). Стена разрушилась - Казань была взята. Царь, рассердившись, велел казнить солдата-зажигальщика. И в это время раздался взрыв (под землей из-за нехватки воздуха свеча горела медленнее). Стена разрушилась - Казань была взята.
Н.Овчинников. Навеки вместе. (Встреча Ивана Грозного с посланцами чувашского народа по пути следования в Казань в 1554 году) гг.
Никита Кузьмич Сверчков. Иван Грозный встречается с отрядом чуваш