Логические рассуждения Высказывание. Логическая величина
Цели урока: получить представление о высказываниях, из которых состоит любое рассуждение; получить представление о логических величинах, с помощью которых отражают истинность высказываний.
Весёлая разминка 1. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии одного метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько было учеников? Ответ: 26 учеников.
2. Ответь, правильны ли данные рассуждения (умозаключения)? Если нет, то почему? А) Пианино – это музыкальный инструмент. У Вовы дома музыкальный инструмент. Значит, у него дома пианино. Ответ: Нет, так как музыкальный инструмент понятие более широкое, чем пианино.
Б) Классные комнаты надо проветривать. Квартира – это не классная комната. Значит квартиру не надо проветривать. Ответ: нет, так как надо проветривать не только классные комнаты.
В книге А. Милна «Винни Пух и все-все-все» есть глава, в котрой Кролику очень не понравилось появление в лесу «незнакомого животного» - Кенги. Он предложил похитить детёныша Кенги – Крошку Ру – и вернуть его с условием: Кенга должна уйти из леса. Кролик составил подробный план похищения. Прочитайте отрывки из этого плана, приведённые на рисунке 118. Как вы думаете, В каких отрывках названы только действия, которые нужно выполнить во время похищения, а в каких – описываются рассуждения Кролика, связанные с этой затеей?
1.«Кенга не сводит глаз с Крошки Ру, если он не застёгнут у неё в кармашке на все пуговицы». 2.«Если мы хотим похитить Крошку Ру, то нам нужно выиграть время, потому что Кенга бегает быстрее всех нас». 3. «Пух должен всё время говорить и говорить с Кенгой». 4. «Если Пух будет говорить с ней очень вдохновенно, Кенга может на минутку отвернуться». 5. «Ру выскочит из кармана Кенги, а Пятачок туда вскочит». 6. «Кенга не заметит разницы, потому что Пятачок – Очень Маленькое Существо. Как и Крошка Ру». 7. «И тогда я могу убежать с Крошкой Ру». 8. «Потом, когда Кенга всё заметит, мы все трое скажем ей: «АГА».
С помощью рассуждений можно, имея одни сведения, получить другие – сделать выводы. Например, врач с помощью рассуждения может поставить диагноз пациенту, следователь – «вычислить» преступника, метеоролог – предсказать погоду.
Зачем человек иногда рассказывает о том, как он рассуждал?. Чаще всего чтобы объяснить, почему он пришёл к какому-то выводу. Как, например, Кролик пришёл к выводу, что ему удастся убежать с кенгурёнком? Рассуждение Кролика можно описать так: «Если Пух разговаривает с Кенгой, то она отворачивается. Тогда Кенга не замечает, что вместо Крошки Ру в её карман запрыгнул Пятачок. И значит, Кролик сможет взять кенгурёнка и убежать с ним».
В этом описании можно выделить несколько повествовательных предложений: Винни-Пух разговаривает с Кенгой; Кенга отворачивается; Пятачок прыгает в карман Кенги; Кенга не замечает подмены; Кролик убегает с Крошкой Ру.
В каждом из этих предложений что-то утверждается или отрицается. Это утверждение или отрицание может соответствовать действительности (быть истинным) или – не соответствовать (быть ложным). Повествовательное предложение, которое может быть истинным или ложным, называют высказыванием.
Рассуждение состоит из высказываний. Чтобы сделать правильные выводы, нужно иметь дело только с истинными высказываниями. Истинность высказывания - это такая характеристика (величина), которая учитывается в ходе рассуждения. Величины, которые отражают истинность высказываний, называют логическими.
В отличие от всех других величин логическая величина может иметь только одно из двух значений: ведь высказывание может быть только истинным или ложным. Поэтому значения логических величин принято выражать парами слов или чисел: «да – нет», «истина – ложь», 1 – 0. Значения логической величины ДаНет ИстинаЛожь 10
Задание 81 Высказывание Значение логической величины 1. Очень правдивай Принц и Прнцесса-лгунья поселились в Труфоляндии 2. У короля и королевы родились три наследника: дочь-лгунья, сын-лгун и правдивый сын 3. Король и королева выделили сыновьям два владения 4. Потомки сына-лгуна рождаются лгунами 5. В потомстве правдивого сына тоже встречаются лгуны 6. Труфоляндией всегда правят правдивые короли
Домашнее задание §13, стр.87-90; задания 87 – 90, стр