Храмовая архитектура Ярославля Автор: учитель МХК Соколова Галина Дмитриевна 2007
На высоком мысу при впадении в Волгу реки Которосль князь Ярославль Владимирович (Мудрый) основал укреплённый городок, очень важный в стратегическом отношении: он контролировал водный путь по Волге и запирал устье Которосли. Назван он был в честь князя Ярославлем и произошло это, как считают многие историки, не позднее 1010 года.
Спасский монастырь Древнейший храмовый ансамбль Ярославля – Спасский монастырь, основание которого относят ко второй половине XII века. В конце 13 в. Спасский монастырь стал усыпальницей для ярославских князей. В 1612 г. в Спаском монастыре остановился на пути из Костромы кортеж избранного Земским собором первого царя из рода Романовых, Михаила Фёдоровича. Он отправился на коронацию в Москву. В монастырской библиотеке среди рукописей и старпечатных книг был найден список древнерусской поэмы «Слово о полку игореве» А.И. Мусиным - Пушкиным
Первые каменные соборы появились в Ярославле в начале XIII в. В 1215 г. в городе закладывается каменная церковь Успения Богородицы, а в следующем году Спасо- Преображенский собор Спасского монастыря. К сожалению два первых каменных собора были уничтожены во время сильного пожара в 1501 г. В гг. московские мастера заново возвели Спасо-Преображенский собор.
Спасо-Преображенский собор Древнейший храм Ярославля Это - кубический храм с высоким подклетом (нижний этаж храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение) и тремя главами Собор весьма своеобразен: двухярусные открытые галереи с северной и западной сторон двухярусные открытые галереи с северной и западной сторон профилированные карнизы, отрезающие закоморы от поля стен профилированные карнизы, отрезающие закоморы от поля стен круглые окна в самих закомарах круглые окна в самих закомарах В гг. артель московских и ярославских живописцев расписала собор. Росписи покрывают сплошь стены и своды собора. В центральном куполе – изображение Спаса Вседержителя, на сводах и боковых стенах – основные евангельские сюжеты. Всю западную стену занимает картина Страшного суда.
Ярославские храмы первой половины XVII в. В 17 в. стал веком невиданного взлёта ярославского зодчества. Возник особый стиль, получивший название ярославской и ростовской школ Ярославский тип храма отличался от современных ему московских построек: Ярославский тип храма отличался от современных ему московских построек: это был крупный крестово-купольный храм, четырёх столпный и пятиглавый, имевший трёхапсидный алтарь, без трапезной это был крупный крестово-купольный храм, четырёх столпный и пятиглавый, имевший трёхапсидный алтарь, без трапезной его прямоугольное вытянутое по продольной оси основание нередко водружалось на подклет его прямоугольное вытянутое по продольной оси основание нередко водружалось на подклет на фасадах он расчленялся лопатками на отдельные вертикальные части, завершённые полукружиями закомар. на фасадах он расчленялся лопатками на отдельные вертикальные части, завершённые полукружиями закомар. высокие световые барабаны с большими луковичными главками по своим размерам нередко достигали половины общей высоты здания. высокие световые барабаны с большими луковичными главками по своим размерам нередко достигали половины общей высоты здания. очень часто основной объём с двух или трёх сторон окружался галереей, на восточных концах которого обычно стояли небольшие придельные храмики. очень часто основной объём с двух или трёх сторон окружался галереей, на восточных концах которого обычно стояли небольшие придельные храмики. ярусная шатровая колокольня встраивалась в северо-западный угол галереи или строилась отдельно ярусная шатровая колокольня встраивалась в северо-западный угол галереи или строилась отдельно
Церковь Николы Надеина ( ) На этом месте был деревянный храм. Предание гласит, сто когда пришло время строить каменную церковь, неизвестно откуда принеслась по волнам речным икона Николы Чудотворца. Она была найдена на берегу Волги, прямо напротив существующего ещё деревянного храма. Икону поместили внутрь. Храм выстроена на средства купца Светешникова Создатели храма создали ассиметричную и в тоже время уравновешенную композицию, которая стала характерной для ярославских церквей первой половин 17 в.
Церковь Рождества Христова ( ) В годах на средства местных купцов Назарьевых- Гурьевых на волжском берегу построена церковь Рождества Христова Основной её объём явно повторяет форму церкви Николы Надеина, отличаясь только большей стройностью четверика и наличием южного предела. Церковь воздвигалась в два этапа. На втором этапе выстроены открытая галерея на западном фасаде и ещё один придел на юго-западном углу. Значительная ассиметрия придала церкви Рождества Христова особую живописность.
Церковь Ильи Пророка ( ) Одна из жемчужин ярославской школы архитектуры 17 века – церковь Ильи Пророка, находящаяся на Советской площади в центре Ярославля. Построена по заказу богатых купцов Скрипиных Церковь характеризуется подчёркнуто живописной пространственной композицией. Строг и лаконичен монументальный черверик храма, водружённый на высокий подклет; сверху крупные 5 глав на высоких барабанах. Со всех сторон храм обустроен пределами и галереями на подклетах. Наиболее выразителен западный фасад, где на первый пространственный план вступают восьмигранная шатровая колокольня и шатровый Ризополеженский предел. И колокольня, и придел увенчаны маленькими главками. Шатры различны по величине и находятся на разных расстояниях от средней оси храма. К Ризоположенскому приделу ведёт нарядная двухъярусная галерея. Придельный храмик на северо-восточном углу завершён красивой горкой кокошником с главкой. Южный фасад закрывает тёплый Покровский придел, сильно изменённый перестройками в веках. Со всех сторон храм обустроен пределами и галереями на подклетах. Наиболее выразителен западный фасад, где на первый пространственный план вступают восьмигранная шатровая колокольня и шатровый Ризополеженский предел. И колокольня, и придел увенчаны маленькими главками. Шатры различны по величине и находятся на разных расстояниях от средней оси храма. К Ризоположенскому приделу ведёт нарядная двухъярусная галерея. Придельный храмик на северо-восточном углу завершён красивой горкой кокошником с главкой. Южный фасад закрывает тёплый Покровский придел, сильно изменённый перестройками в веках. Для храма характерна изумительная пропорциональность всех его частей. Он смотреться цельно, несмотря на большое разнообразие форм и объёмов.
Роспись храма Ильи Пророка Мировое значение имеет роспись храма, ритмически согласованная с реальными формами её интерьера. Весь ансамбль росписи создавался постепенно в три периода: с 1680 по 1717 г. Роспись покрывает интерьер Ильинской церкви сплошным многоцветным ковром. Три артели мастеров трудились в храме: им удалось сохранить единство и общность стиля. Сотни композиций основного храма исполнены артелью костромичей и ярославцев во главе с крупнейшими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным. Особенно выразительны сцены росписи, иллюстрирующие жития и деяния Ильи Пророка и его ученика Елисея. Поражает богатство сюжетов, выполненных удивительно реалистично. Исключительно выразительны картины: Особенно выразительны сцены росписи, иллюстрирующие жития и деяния Ильи Пророка и его ученика Елисея. Поражает богатство сюжетов, выполненных удивительно реалистично. Исключительно выразительны картины: «Жатва», изображающая крестьянский труд «Жатва», изображающая крестьянский труд «Колесница Неемана» -роскошная золотая колесница с балдахином, запряжённая парой белых коней, и многие другие «Колесница Неемана» -роскошная золотая колесница с балдахином, запряжённая парой белых коней, и многие другие
Ярославские храмы второй половины XVII века В это время храмовое зодчество Ярославля вступает в период наивысшего расцвета. До конца века в Ярославле и примыкающих к нему слободах было построено около 50 каменных церкви. При этом застройщиками выступали не только купцы, сколько жители отдельных районов и слобод, которые сообща на собранные средства возводили приходские церкви. основным типом храма продолжает оставаться крупное черырёхстолпное крестово-купольное здание с пятью большими главами на высоких барабанах подклет теперь используется сравнительно редко; храм обычно ставиться прямо на землю
Храмовый комплекс в Коровниках (17 в.) Комплекс состоит из основного храма Иоанна Златоуста ( гг.) и стоящей рядом с ним церкви Владимирской Богоматери, а также соединяющей их вдоль Волги ограды со Святыми Воротами и размещённой в глубине высокой и стройной шатровой колокольни. Главенствует в комплексе храм Иоанна Златоуста с огромным пятиглавием. Владимирская церковь повторяет (в несколько уменьшеном масштабе) архитектуру основного храма, но выстроена она без галереи и приделов. Святые Ворота имеют лёгкую и изящную ярусную башенку. Комплекс состоит из основного храма Иоанна Златоуста ( гг.) и стоящей рядом с ним церкви Владимирской Богоматери, а также соединяющей их вдоль Волги ограды со Святыми Воротами и размещённой в глубине высокой и стройной шатровой колокольни. Главенствует в комплексе храм Иоанна Златоуста с огромным пятиглавием. Владимирская церковь повторяет (в несколько уменьшеном масштабе) архитектуру основного храма, но выстроена она без галереи и приделов. Святые Ворота имеют лёгкую и изящную ярусную башенку.
Этот храм был первым в Ярославле построенным без подклета. Впечатление его основательности усилено низкой одноэтажной галереей, опоясывающей храм с трёх сторон. С востока галерею завершают 2 симметричных шатровых придела. Подчёркивающие устремлённость вверх всего восточного фасада. Отсутствие подклета уменьшило высоту церкви, поэтому зодчий сделал центральный барабан с главой выше основной постройки. Внимание привлекают также формы островерхих крылец, низкие галереи с круглыми столбиками, великолепный изразцовый наличник окна средней апсиды и многое другое.
Церковь Иоанна Предтечи ( ) Самый величественный храм в Ярославле – это церковь Иоанна предтечи в Толчковой слободе за Которослью. Грандиозное по своим размерам сооружение представляет собой крупный пятиглавый храм без подклета. С боков, у восточных углов пристроены два придела. Здесь введено уникальное новшество: зодчий поднял приделы до высоты основного объёма, поставив их на одну линию с его восточной стеной. Каждый предел имеет своё пятиглавие, что придаёт храму особенно выразительный вид. С западной, северной и южной сторон устроены нарядные высокие крыльца, покрытые двухскатной крышей. С трёх сторон храм окружает галерея. Всё здание построено из красных кирпичей, соединённых известковым цементом. Во внешней отделке храма широко использованы кафли, или изразцы, с рельефными раскрашенными изображениями цветов и птиц. Кроме кафель, стены украшены фигурами из кирпича: полуколоннами, пилястрами, арками разных видов.
В гг. стены храма были расписаны. По числу сцен и по разнообразию их тематики это один из самых значительных комплексов среди древнерусских стенописей. Среди композиций привлекают внимание сцены, относящиеся к жизни Иоанна Предтечи. Уникальными являются изображения всех православных святых. Несколько позже были расписаны обширные паперти храма и приделы. Здесь широко представлена библейская тематика – от сотворения мира до завоевания евреями Палестины.
Церковь Николы Мокрого ( ) Наиболее типичный посадский храм Ярославля, в котором зодчие использовали лучшие традиции старых мастеров. Памятник известен изразцовыми наличниками алтарных окон и богатым декоративным убранством. Роспись храма выполнена ярославскими и костромскими мастерами под началом Гурия Никитина.
Церковь Спаса на Городу (1672) Расположена на большой торговой площади в Земляном городе, откуда и получила название «на Городу». Для церкви характерны большие главы на высоких барабанах, равные по высоте основному зданию. Строгая сдержанность архитектурных форм, величественность сооружения, изысканный рисунок каменного кружева делают её одной из самых красивых на набережной реки Которосли
Церковь Владимирской Богоматери на Божедомке (1678) Один из первых бесстолпных храмов в Ярославле. В отличие от храмов соборного типа он производит впечатление камерности, выделяется простотой архитектурных форм и скромностью отделки. Состоит из алтарной части, места для молящихся и трапезной с притвором и колокольней. Венчается тремя тесно составленными шатрами с небольшими главками.
Церковь Богоявления ( ) Установлена на склоне высокого берега реки Которосли. Это бесстолпный храм, перекрытый сомкнутым сводом. Красный цвет кирпичных стен ярко расцвечен полихромными изрзцами. Церковь отличается величавой торжественностью и великолепием декоративной отделки.
Церковь Николы на Пенье ( ) Распространённый в Ярославле в конце 17 в. тип храма с трапезной. Ранее здесь стояла деревянная церковь, построенная на месте вырубки (на пеньках). Отличается нетрадиционной для ярославских храмов колокольней с круглыми колоннами, поддерживающими шатёр с фигурными окнами.
Церковь Николы Рубленый город (1695) Это единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля 17 в. Она возведена судостроителями, которые работали на берегу реки Которосли. Своё название церковь приобрела о Рубленого города, деревянные стены которого её окружали. Скромная по своему содержанию церковь выделяется своей гармоничностью и изысканностью пропорций.
Церковь Благовещения ( ) Для неё характерны гладкие плоскости стен с большими окнами без наличников. Отличительной особенностью являются главы в виде декоративных ваз, середина 18 века. В 1745 году рядом была построена тёплая церковь, а в 1866 году – трёхъярусная колокольня. Ансамбль церкви Благовещения является украшением Волжской набережной