ЧУВАШСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ УЧИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ МОУ«Чубаевская ООШ» Никифорова Людмила Федоровна
Чăваш ташши, юрри - кĕтрет С. Асамат Чăваш ташши, юрри - кĕтрет. «Линка-линка» янăрасан Чупса тухса ташлас килет. Алран кайми юрă юхсан Мăнаçланса юрлас килет Чăваш çĕвви-тĕрри - кĕтрет. Шурă пиртен, аркăласа Капăр кĕпе тăхăнас килет, Тĕрлĕ тĕспе сĕвемлесе Тĕрĕлесе тăхнас килет. Енчĕк, масмак, сурпан çыхса Ама, тевет, алка çакса Чиперрĕн курăнас килет. Чăваш кил-çурчĕ те кĕтрет. Кăкшăм, çурхат ç ӳ пçе, ч ӳ лмек, Пештĕр арча, чăм илĕртет. Сăра тултарнă алтăрпа Чăваш хăна кĕтсе илет, Эрешлĕ тĕпеле лартса Апачĕ-çимĕçне сĕнет. Тĕлĕнтерет кун-çул утти, Ăсталăхпа илем çути.
Посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешенный, разгульный, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа: его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность». Н.В.Гоголь
Особенности чувашского танца Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. В нем отражены характер труда, быта, культуры, истории народа, выражены его чувства и настроения. Не было ни одного сколько-нибудь радостного события в быту людей, куда вместе с музыкой не вкрапливались бы хореографические элементы. В далеком прошлом танцы исполнялись не только при веселых праздниках, но и при обрядах, ритуалах, чюклеме. Их проводили пожилые люди.
Жанры чувашского хореографического искусства вăйă (уяв) картисем хороводы: юрă карти песенный хоровод, вăйă картисем игровые хороводы, ташă карти танцевальный хоровод карта вăййисем хороводные игры. maшă танцы/ пляски сольные, парные, женские, массовые, переплясы, кадрили и другие виды
Вёйё карти - хоровод Вăйă (уяв) карти (хоровод) у чуваш одна из древнейших форм и главная составная часть народных игрищ, песенного и танцевального искусства. На протяжении всей многовековой истории чувашского народа вăйă (уяв) карти - хоровод водили весной и летом, как правило, на открытом воздухе, на природе, на дневных и вечерних гуляниях в облюбованном традиционном месте, в обстановке праздничности, красочности и приподнятости, большим количеством участников, доходившим до нескольких сот человек. Миттов А.И. ( ) Хоровод у дерева". Из серии "Чувашская старина гг.
Миттов Анатолий Иванович Миттов Анатолий Иванович Серия "Чувашская старина", Хоровод г.
В. И. Агеев. «Чувашский хоровод». Литография
Воспоминания И.Я.Яковлева «В 80-х годах, когда мне было лет 30, около деревни Кищак Буинского уезда Симбирской губернии, в верстах 50 от Симбирска, летом, случайно проезжая ночью по делу, я видел чувашский хоровод, следя за ним незаметно, спрятавшись за ветрянку с 11 часов ночи до 3 часов утра. Молодежь, построившись в две колонны, одна побольше, другая поменьше, стройно, красиво, с одушевленными песнями шли колоннами одна на другую, проходили насквозь, потом возвращались и опять шли друг на друга. Пение было прекрасное, танцы изящные»
Воспоминания Н.Г.Гарина-Михайловского «Это было такое оригинальное и пение, и зрелище, какого я никогда не видел. То есть видел на сцене, в балете, в опере, но это не был ни балет, ни опера, а жизнь. Большой круг плавно и медленно двигался; девушки шли в пол-оборота одна за спиной другой. Один шаг они делали большой, останавливались и тихо придвигали другую ногу. На сцене это показалось бы, может быть, выдумкой - здесь же был естественен и непередаваемо красив этот хоровод молодых весталок. Что опера, что романсы?! Разве передадут они этот аромат вечно молодой весны и нежной тоски о проносящихся веках? Разве передадут эту песнь народа две тысячи лет сквозь всю тоску проносящего с собой яркий образ прежней жизни ? Разве можно выдумать такую песнь?».
Юрă карти (песенный хоровод) Юрă карти (песенный хоровод) кругообразное движение колоннами под лирические песни и мелодии с хореографическими действиями, где главным является плавность и спокойный настрой участников хоровода. Широкая распевность хороводных песен и их медленный темп, отсутствие четких ритмических акцентов отличает хоровод от маршевых шествий и сближает их с народной лирической сценой. С задушевными песнями их роднит также и характер изложения сюжета: в виде эпического повествования о начале и приходе летних игрищ уяв, в виде критического монолога в адрес тех юношей и девушек, которые не участвуют или сидят дома. кругообразное движение колоннами под лирические песни и мелодии с хореографическими действиями, где главным является плавность и спокойный настрой участников хоровода. Широкая распевность хороводных песен и их медленный темп, отсутствие четких ритмических акцентов отличает хоровод от маршевых шествий и сближает их с народной лирической сценой. С задушевными песнями их роднит также и характер изложения сюжета: в виде эпического повествования о начале и приходе летних игрищ уяв, в виде критического монолога в адрес тех юношей и девушек, которые не участвуют или сидят дома. «Илемл\» юр= «Илемл\»
Карта вăййисем (хороводные игры) Карта вăййисем (хороводные игры) те игры, которые могли исполняться для общего веселья с использованием кругового построения, лишь как канвы, где хускану движения участников следуют содержанию песни или речитативного напева, без строго установленного порядка, в зависимости от желания исполнителей, настроения, куража и т.д.
Ташă танец/пляска Верховая группа турисем (вирьялсем). Наиболее характерными танцами этой группы можно назвать туй ташши свадебные, в которых представлено массовое круговое исполнение с частушечными припевками, отличающееся танцующей парой или группой в середине круга, пĕрлехи заврăну вращением в парах под руки. Ар = ынсен ташшисенче в мужских плясках наблюдаются хивре ку=ăмсем резкие движения рук, ног, корпуса, множество тăпăрти ку = ăмсем дробных движений, а хєрарăмсен ташши (женский танец) неторопливый, лиричный с красивыми движениями, плавно переходящими одно в другое «чăрăшла» (елочка), «шу = са» (скользя), «хăрах урапа чăрăшла туни» (елочка с одной ноги), «кĕтеслĕ» (гармошка). Музыкальным сопровождением служит гармонь и барабан.
Ташă танец/пляска Средненизовая группа анат енчисем. Здесь преобладает мăшăрлă ташă парные танцы с необычно мягкими движениями рук, вăр заврăм вращениями танцующих женщин, с разнообразными мужскими импровизациями и присядками. Исполняются они, как правило, под аккомпанемент гармони, треугольниками и хлопками, чередуясь с частушечными припевками.
Ташă танец/пляска Низовая группа анатрисем. Чаще всего это массовые танцы, сопровождающиеся пением частушечных припевок в кругу, хĕвеле хирĕ = ку = ăмсенче в движении против часовой стрелки, йăр-йар шу = нисемпе мягкими скольжениями и харăс = аврăннисемпе синхронными вращениями в противоположные стороны двух или четырех исполнителей, как например, в старинном женском танце «Ахаяс» (Эх, моя радость, эх, мое веселье). Плавные движения перемежаются через определенные промежутки сильными традиционными дробными движениями вĕтĕлле (в данном случае как «с частым ритмом движений ног» в течение целой музыкальной фразы) на музыкальный проигрыш, а также с характерными хивре таптăмсемпе резкими притопами в конце музыкальных фраз. Музыкальным сопровождением этих танцев являются разновидности местных наигрышей. Танцевальные наигрыши
Основные движения чувашского танца Танцевальные шаги чувашского танца – простые шаги. Чувашские переменные шаги: ровный, один длинный и два коротких, на ребро каблука с подбивкой. Танцевальный бег: шаг- бег или беговой шаг Дроби: притопы, притопы с полуприседанием, притопы с прискоком.
Основные движения чувашского танца Простой ход с притопом, переменный ход, простой бег. Основной женский ход, основной мужской ход. "Гармошка", "ёлочка", боковой ход, дробные ходы, мелкая дробь, дробь с каблука, переступание с каблука на носок, притопы подскоки. «Круг», «Два круга рядом» «Круг в круге», «Корзиночка», «Восьмерка», «Улитка». «Змейка», «Колонна», «Улица», «Ворота», «Гребень».
Проверь себя 1. В чувашских народных песнях говорится А. О своей жизни Б. О любви к своей семье: отцу-матери: родне: родине В. о любви и об отношениях молодых людей 2. Гимном чувашскому образу жизни является песня А? Алран кайми аки-сухи! Б? Тёван =.ршыв В? +авра юрё 3. Основными особенностями чувашского танца, исполняемого девушками, являются … А. Нежность, плавность, мягкость движений, ноги не должны отрываться от пола, руки не должны подниматься выше линии глаз Б. Быстрые и задорные движения В. Подскоки и притопы 4. Русский писатель, очарованный хороводом чувашских девушек А. М.Ю.Лермонтов Б. Л.Н.Толстой В. Н.Г.Гарин – Михайловский 5. Он описал хоровод чувашских девушек в книге А. «Детство Темы» Б. «Несколько лет в деревне» В. «Гимназисты»