Методика Г.А. Бакулиной
Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В подготовительном этапе выделяются две части: 1) определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания; 2) составление детьми плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов. В первой части подготовительного этапа используются специальные упражнения, направленные на одновременное решение следующих задач: – самостоятельное выявление школьниками буквы (букв), предназначенной (предназначенных) для письма на данном уроке; – формулирование учащимися темы минутки чистописания. В процессе реализации этого варианта организации и проведения минутки чистописания наблюдается заметное ускорение процесса интеллектуального развития школьников и формирование у них лингвистических знаний, умений, навыков.
В первую группу входят упражнения, направленные преимущественно на развитие речи и внимания. Задания: «Внимательно рассмотрите данное изображение. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается здесь чаще, чем другие. Какая это буква и сколько раз она изображена?»
Во вторую группу входят упражнения, направленные в первую очередь на развитие аналитико-синтетического мышления и речевых способностей. Пример задания: «Внимательно посмотрите на данный ряд букв: т п к е н. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В этом ряду она лишняя. Объясните, почему». Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву е. В данном ряду эта буква лишняя, потому что она гласная, а остальные – согласные». Третью группу составляют упражнения, где акцент делается на развитие абстрактного мышления и устной речи. Пример задания: «Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите, расшифровав данную запись:
К четвертой группе относятся упражнения, направленные на развитие речи, умения сравнивать, сопоставлять и находить общее в частных лингвистических явлениях, абстрагировать. Пример задания: «Прочитайте написанные в квадрате слова. Сравните их между собой. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания и объясните почему».
В пятую группу входят упражнения, ориентированные на первостепенное развитие языкового чутья, речи, сообразительности. Пример задания: «С помощью буквы, которую мы будем писать на минутке чистописания, образуются все слова данной схемы. Какая это буква? Какие слова с ее помощью можно образовать?» Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву О. С ее помощью образуются все слова на этой схеме: кот, ком, кол, кон, кок, к од». При выполнении упражнений четвертой и пятой групп после формулирования детьми темы минутки чистописания, необходимо провести работу по ознакомлению их с лексическим значением новых слов. Но и в этом случае инициатива должна принадлежать учащимся. По просьбе учителя они сами называют непонятное им слово и пытаются объяснять, что оно обозначает. Шестую группу составляют упражнения, основной целью которых является развитие речи, интуиции, сообразительности. Пример задания: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, ориентируясь на данный ряд: П, В, С, Ч, П, С…. Ответ обоснуйте». Возможный ответ: «В этом ряду написаны первые буквы названий дней недели: понедельник – П, вторник – В и т. д. После субботы идет воскресенье. Слово воскресенье начинается на букву В. Значит, сегодня мы будем писать букву В». Равным образом можно зашифровывать названия цифр, месяцев, составлять ряды, состоящие только из гласных букв в прямом алфавитном порядке и обратном; состоящие из согласных букв в прямом и обратном алфавитном порядке; состоящие из букв алфавита, идущих через одну, две, три и т. д.; состоящие из букв алфавита, идущих то с его начала, то с конца и т. д. В последующем после первого года обучения продолжается развитие важнейших интеллектуальных качеств личности, но на более высоком уровне трудности. В первую очередь следует выделить девять групп упражнений, стимулирующих развитие речи, аналитико-синтетического (с элементами абстрагирования), логического мышления. Данная цель достигается с помощью разных подходов, в основе которых лежат различные лингвистические задания. В процессе выполнения этих заданий у школьников происходит активное накопление лингвистических знани
Шестую группу составляют упражнения, основной целью которых является развитие речи, интуиции, сообразительности. Пример задания: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, ориентируясь на данный ряд: П, В, С, Ч, П, С…. Ответ обоснуйте». Возможный ответ: «В этом ряду написаны первые буквы названий дней недели: понедельник – П, вторник – В и т. д. После субботы идет воскресенье. Слово воскресенье начинается на букву В. Значит, сегодня мы будем писать букву В». Равным образом можно зашифровывать названия цифр, месяцев, составлять ряды, состоящие только из гласных букв в прямом алфавитном порядке и обратном; состоящие из согласных букв в прямом и обратном алфавитном порядке; состоящие из букв алфавита, идущих через одну, две, три и т. д.; состоящие из букв алфавита, идущих то с его начала, то с конца и т. д.
1. О Ю Е Ц Ы 2. К П Ф Ш Г Х 3. Праз _ник, сер_це, поз_но. 4. А В Ж И Ы Э Б з ? О Д Т Ч П Ш С ? А Д М ? Ж В Г Д К Н Р
акел акир акт ант илин Береза, суббота, собака, беда. Бба Баб Бба Баб Нягань, Сургут, подарок, Когалым. Пдрк кпдр Адрес, письмо, Печкин, конверт. Пчкн Печкн Пчекн Записал – а, подлетел – д, объявил -? Подъезд – е, изъян – я, объём - ?
белить – г белый – п бельё - ? переход – 4 улов – 1 побег - ? приезд – Габв абвг
Активное включение самих учащихся в процесс обучения вносит существенные изменения в методику проведения словарно- орфографической работы. Они касаются структуры и специфики ее осуществления, обеспечивая осознанную учебно-познавательную активность школьника в той важнейшей части урока, которая связана с работой по ознакомлению с новым словарным словом. В соответствии с данной методикой структура словарно- орфографической работы приобретает особую стройность и четкость. В ней выделяется несколько последовательно проводимых частей: 1) представление учащимися нового словарного слова; 2) выявление его лексического значения; 3) этимологическая справка (где это возможно); 4) освоение написания слова; 5) введение нового словарного слова в активный словарь детей.
В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление.
Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта. В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. В этом случае значительно возрастает их универсальность и эффективность использования. В зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, которая ставится учителем на уроке, здесь могут быть самые разные варианты. Пример задания, предусматривающего закрепление знаний по фонетике: «Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке:
День – ночь Утро – вечер Юг - ? Авиатор – авиация Аниматор – анимация Коллекционер - ? Т И Л Н Ш С Ф Т П Р Н У М Ц Е Б Н Ч Т А И П Ь Б О Ж Т Ю Е А В Ш Т К Р И Каникулы, область, столица, металл, охрана, север. Красоваться – красота Заботиться - ?
дата лето колокол далеко дорога локоть тополь ? А И Б К Д О Р В Т Е С Н Б Я
Улей – пчела Гнездо – птица Конура - ? (собака) Больница – пациент Парикмахер – клиент Транспорт - ? (пассажир) Лай – собака Стрекотание - кузнечик Ржание – лошадь Речь -? (человек)
Врач – градусник Повар – ложка Плотник – топор Дворник - ? Хлеб – плесень Компьютер – вирус Металл – ржавчина Стекло – удар Человек - ?
Картина – художник Музыка – композитор Здание – архитектор Стихотворение – поэт Кинофильм - ? Конь – копыта Тюлень – ласты Осьминог – щупальца Рак – клешни Лапы - ?