« Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность … и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для политических и экономических отношений Д. В. Медведев
«… Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями » ( К. Д. Ушинский )
Процесс нравственного воспитания школьников будет эффективным и будет способствовать развитию нравственности если : Будут выделены принципы : целостность, последовательность, систематичность. Будут использованы динамичные тренинговые формы работы и методы упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью
«… Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями » ( К. Д. Ушинский )
Нравственность - это сфера норм отношений с людьми с обществом, функционирующая не на основе « писанных » правил, юридических документов, а на основе сложившихся идеалов, оценок, образцов, существующих в общественном и групповом сознании, с соответствующими общественно - групповыми – индивидуальными санкциями : оценками, одобрением, осуждением.
Основа духовно - нравственного развития школьника : Урочная деятельность Внеурочная деятельность ( культурные практики ) Внешкольная деятельность ( социальные и культурные практики ) Семейное воспитание Изучение культурологических основ традиционной российской религии
Формирование нравственности учащихся – это правильная организация деятельности ребенка через формы и методы : Метод убеждения Метод коррекции поведения Упражнения в системе нравственного воспитания Метод игровых ситуаций Метод стимулирования Метод воздействия на эмоциональную сферу Метод воспитывающих ситуаций Метод дилемм
Процесс нравственного воспитания школьников будет эффективным и будет способствовать развитию нравственности если : Будут выделены принципы : целостность, последовательность, систематичность. Будут использованы динамичные тренинговые формы работы и методы упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью
Деятельность классного руководителя в процессе осуществления нравственного воспитания «… Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для настоящего органического развития ( П. П. Блонский )
Задачи классного руководителя по нравственному формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной работы : Нравственно - формирующее значение любого воспитательного мероприятия ; Развитие морально - политического сознания учащихся ; Подчинение всех сторон воспитательной деятельности моральному развитию учащихся ; Воспитание нравственных навыков и привычек, формирование единства слова и поведения ;
Обеспечение тесной взаимосвязи и комплексное осуществление политического, нравственного и трудового воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной позиции Вооружение учащихся знаниями о морали, формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения ; Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями ; Накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности ; Организация нравственного самовоспитания.
Традиционные источники нравственности : Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука - познание Традиционные российские религии Искусство и литература Человечество
Национальные задачи, обеспечивающие содержание образования : Самоопределение личности, создание условий для ее самореализации ; Укрепление и совершенствование правового государства ; Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества ; Формирование у обучающегося адекватный современному уровню знаний и уровню образовательной программы ( ступени обучения ) картины мира ;
Интеграция личности в национальную и мировую культуру ; Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общества и нацеленного на совершенствование этого общества ; Формирование духовно - нравственной личности ; воспроизводство и развитие кадрового потенциала
В нравственной морали существуют три слоя : 1. общечеловеческий слой ; 2. слой определенной культуры ; 3. слой социально - групповых норм
Содержание отечественного нравственного воспитания : Вечное : забота о близких ; преданность близким, своим ; честность в личных отношениях – как идеалы, ценности несомненно сохраняются.
Современное нравственное воспитание : Нравственность на групповом уровне становится более пестрой и разной ; Наращивание значимости внутренних, внутриличностных направленностей нравственных отношений ;
Новые проблемы нравственного воспитания : Что есть нравственное в отношениях с другими « не моими »; Что есть нравственное в отношениях с собой.
Нравственно развитый человек – этически грамотен, знает смысл основных нравственных ценностей : что есть справедливость, забота, товарищество и т. п. Нравственное развитие невозможно без децентрации. Нравственное развитие – это наращивание умения размышлять о людях, действиях, своих поступках, о влиянии своих поступков на других, принимать решения с точки зрения нравственных ориентиров, с учетом интересов других людей.
Направления по формированию нравственных качеств личности школьников в условиях образовательной среды : Воспитание стремления к знаниям, широкому образованию, общей культуре ; Привитие высоких нравственных принципов : гуманизм, демократизм, честность, доброту, уважение к старшим, моральную чистоту, любовь к детям, презрение к эгоизму, карьеризму, жестокости, обману, воровству, разврату, пьянству, подхализму ; Формирование убежденности в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, культивирование интеллигентности как высшей степени воспитанности ; Создание атмосферы сотрудничества между взрослыми и детьми, поощрение творческого подхода ребенка при решении поставленных перед ним задач ; Формирование потребности в непрерывном духовном обогащении ; Привитие любви к Родине, уважения к законам, нормам коллективной жизни, развитие чувства гражданского и общественного долга ; Воспитания позитивного отношения к труду, добросовестности и честности в деловых отношениях ; Формирование у школьников понимания необходимости сотрудничества между всеми нациями и народами, безоговорочное неприятие войны и террора как способа разрешения спорных вопросов в любой жизнедеятельности ; Физическое развитие детей, выработка эстетического вкуса и любви к искусству, прекрасному
« Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность … и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для политических и экономических отношений Д. В. Медведев