МБОУ СОШ 10 г. Павлово, 2012г. заместитель директора по воспитательной работе Шитова Ольга Константиновна
Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников – это включённая в общий педагогический процесс специальная деятельность педагога, представляющая собой совокупность психологических и педагогических действий педагога (и включённых в решение его задач людей), актуализирующих личностное саморазвитие детей. Указанный процесс является необходимым условием психологиче ского и духовно-нравственного оздоровления подрастающего поколения. Сущность воспитания эмоциональной отзывчивости младших школьников открывается как содействие педагогическими средствами необходимому для социального взаимодействия, общения и понимания переходу индивидуального опыта оценочных суждений развивающейся личности младшего школьника в социально принятую в данной культуре форму.
ПРОБЛЕМА исследования состоит в разработке, теоретическом и экспериментальном обосновании системы воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников в педагогическом процессе общеобразовательной школы. Недостаточная разработанность проблемы, профессиональный интерес определили наш выбор темы опытно-экспериментальной работы: «Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников в условиях общеобразовательной школы».
ОБЪЕКТОМ исследования является воспитание младших школьников в педагогическом процессе общеобразовательной школы. ПРЕДМЕТ исследования – воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников в педагогическом процессе общеобразовательной школы. ЦЕЛЬ – выявление места и роли воспитания эмоциональной отзывчивости в системе начального образования, определение способов его включения в содержание начального образования и разработка механизмов реализации в процессе обучения и воспитания младших школьников.
ЦЕЛЬ обусловила следующие ЗАДАЧИ исследования: обобщить философские, психологические, педагогические подходы к пониманию сущности и механизмов эмоциональной отзывчивости личности; разработать концепцию воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников в педагогическом процессе общеобразовательной школы; смоделировать систему воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников в педагогическом процессе общеобразовательной школы; опытно-экспериментально проверить эффективность системы воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников в педагогическом процессе общеобразовательной школы; определить критерии эффективности воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников в педагогическом процессе общеобразовательной школы; составить научно-методические рекомендации по воспитанию эмоциональной отзывчивости у младших школьников в педагогическом процессе общеобразовательной школы. разработать систему возрастных классных часов по программе
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в решении актуальной научной задачи развития эмоциональной отзывчивости младших школьников в педагогическом процессе общеобразовательной школы, что включает: обобщение философских, психологических, педагогических подходов к пониманию сущности и механизмов эмоциональной отзывчивости, необходимости её развития; выявление структуры эмоциональной отзывчивости – определение её компонентов, средств и критериев её сформированности у детей младшего школьного возраста; определение содержания понятий «эмоциональная отзывчивость», «первоначальный опыт работы над собой», «воспитание эмоциональной отзывчивости»; обоснование возможностей влияния педагогического процесса общеобразовательной школы на развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников; определение особенностей педагогического процесса, обеспечивающих эффективность развития эмоциональной отзывчивости младших школьников; обоснование логики воспитания эмоциональной отзывчивости, выделение принципов отбора и способов фиксации содержания воспитания эмоциональной отзывчивости; выявление общих педагогических условий и путей в педагогическом процессе общеобразовательной школы, обеспечивающих эффективное развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников; определение групп методов обучения и воспитания, способствующих эффективному развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Исследование имеет ПРАКТИЧЕСКУЮ ЗНАЧИМОСТЬ, которая связана, прежде всего, с содержащимися в нём научно обоснованными методическими рекомендациями по содержанию и организации воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Эмоциональная отзывчивость в основе своей имеет сложный комплекс эмоций, пробуждаемых происходящими событиями, которые воспринимает человек. Эмоциональная отзывчивость строится на натуральных основах – на функционировании условно-рефлекторного механизма и на вторичных эмоциях, которые в свёрнутом и подчинённом виде продолжают своё существование внутри данного феномена (ребенка).
Эмоциональная отзывчивость – личностное системное образование, выступающее в роли механизма аккумуляции, обогащения и реализации её душевно-духовного опыта. В сложно организованной совокупности с другими побуждающими механизмами эмоциональная отзывчивость приводит в движение гуманную направленность личности. Жизнеспособность данного личностного образования обеспечивает ансамбль видов понимания–постижения смыслов и значений – эмпатия, социальная перцепция, проекция, идентификация и децентрация, единство которых, при отсутствии в сензитивный период внешнего побуждения, утрачивает свойства.
Факторами эффективности процесса воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников выступают: ориентация образования младших школьников (в единстве его содержательной и процессуальной сторон) на развитие лежащих в основе эмоциональной отзывчивости личности «механизмов» – эмпатии, социальной перцепции, проекции, идентификации, децентрации, принятия ролей (ориентация обучения и воспитания младших школьников на потребность детей в эмоциональном насыщении, возрастные возможности в дифференциации, назывании, выражении и управлении аффектами; направленность обучения и воспитания младших школьников на раскрытие для детей общечеловеческих ценностей посредством гуманитарного развёртывания содержания образования и культивирование гуманистического педагогического взаимодействия); научно- методическая поддержка школьных педагогов, направленная на повышение их готовности (в том числе мотивационной) к осуществлению воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников;
Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей можно считать интегративным по отношению к остальным направлениям воспитания, выделяемых в теории воспитания – умственное, нравственное, эстетическое, гражданское, экологическое, патриотическое, трудовое, физическое и др. (Человек характеризуется не системой формируемых личностных качеств, а отношениями к ценностям жизни. Отношения человека основаны на эмоциях. Эмоциональный компонент входит в структуру нравственного убеждения, интеллектуальной культуры личности, ценностного отношения к труду, эстетического отношения к миру, интереса к здоровому образу жизни, любви к Родине, культуры межнациональных отношений, убеждения в ценности наций и национальных культур, толерантного отношения к людям других национальностей.)
Младший школьник владеет первоначальными способами работы над собой; испытывает потребность в рефлексии, потребность передать эмоциональную сторону жизни в творчестве; имеет гуманистическую направленность отношений к миру людей и миру природы; имеет эмоционально-ценностное самоотношение, готовность встать на позицию другого, посмотреть на ситуацию глазами других; чувствует состояние другого человека; готов вести здоровый образ жизни наряду с бережным отношением к здоровью других людей.
ДИДАКТИЧЕКИЙ МАТЕРИАЛ Условно выделяются три направления: Воспитание интереса к своему внутреннему миру (1 четверть) Воспитание эмоциональной отзывчивости к социальному миру (2 четверть) Воспитание эмоциональной отзывчивости к природе (3 четверть)