Родительское собрание «Мотивация школьника- путь к успеху в образовании»
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: не хочет учиться, мог бы прекрасно заниматься, а желания нет. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний?
Важнейшую роль в воспитании и обучении детей играют ощущение успеха и связанное с ним признание. Они являются мощными «мотиваторами» в учебно-воспитательном процессе. Следует признать, что в настоящее время мотивационный кризис ощущается повседневно. Он ставит под угрозу процесс развития и сам процесс учебной деятельности.
Мотивация – совокупность внешних и внутренних сил, которые побуждают человека к деятельности и ориентируют на достижение цели. Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
По чему внешняя мотивация преобладает ?С детства мы слышим от родителей «Молодец!» или «Плохо!», а затем всю жизнь ждем одобрения или санкции. Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. Внешние мотивы- разнообразные факторы со стороны (похвала, вознаграждение, страх) Внутренние мотивы- деятельность ради нее самой
Учебные мотивы Внутренние Внешние Собственное развитие в процессе учения Действия вместе с другими и для других Познание нового, неизведанного Понимание необходимости учения для дальнейшей жизни Процесс учения как возможность общения Похвала от значимых лиц (мотивация благополучия) Желание быть первым учеником (престижная мотивация) Мотивация избегания неприятностей
Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания. Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.
Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. «Не сдам экзамен – скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт». Однако о неприятностях думать неприятно. Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.
Мотивационный стиль «диктатор». Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение – как и смена формулировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим».
Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». Многие ученики застревают на мысли о том, какого это – выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающего затруднение.
Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы – и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче
Если у ребенка в школе было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Ребенок настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название – «выученная беспомощность». Как помочь ученику выйти из этого состояния? Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий. Лучшее, что может сделать учитель или родитель в ситуации неуспеха ученика – это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.
Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную потребность. В процессе обучения и воспитания важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах – любознательность; в старших классах – потребность в творческой деятельности.
Универсальная формула высокой учебной мотивации. Сформировать у ребенка познавательные(хочу узнать), социальные (хочу добиться успеха в жизни) и внутренние (деятельность ради нее самой) мотивы на высшем уровне!
Технологии достижения успеха 1. «Образовательная стратегия». Обсудите с ребенком: Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть? Что тебе нужно сделать, чтобы это было так? Чья помощь, и в какой форме тебе нужна? Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Чего не случиться, если я буду писать грамотно?(знать таблицу умножения и.т.д.) Что случится, если я буду писать грамотно? (знать таблицу умножения и.т.д.) - Что ты сделал (или не сделал), чтобы написать эту работу на «5»?
Технологии достижения успеха 2.Альбом мечты Составление коллажа «О чем я мечтаю» помогает постановке целей и задач.
Технологии достижения успеха 3.Листок достижений Предлагается записать 10 и более предложений, начинающихся со слов «Я умею», как следствие, самооценка повышается. Далее записывается 10 предложений на тему «Над чем мне надо еще поработать»-это стимулирует к саморазвитию.