ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
ВИДЫ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФСКИЕ(особенности развития природы, общества, мышления) ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ(человек и окружающая среда) СОЦИАЛЬНЫЕ( устройство и жизнь общества) ПОЛИТИЧЕСКИЕ(государственная власть партии, общественные группы) НРАВСТВЕННЫЕ( правила поведения, духовные качества человека)
ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРОБЛЕМЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЕМЫ: 1.СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ АВТОРА В ВИДЕ ЗАКОНЧЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2.ПОДУМАТЬ, НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 3.ЗАПИСАТЬ ЭТОТ ВОПРОС, КОТОРЫЙ И ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМУЛИРОВКОЙ ПРОБЛЕМЫ.
Как сформулировать проблему текста? АВТОР ПОДНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ… АВТОР ЗАТРАГИВАЕТ ВАЖНУЮ ПРОБЛЕМУ… АВТОРА ТЕКСТА ВОЛНУЕТ ПРОБЛЕМА… ПРОБЛЕМА,КОТОРУЮ РАССМАТРИВАЕТ АВТОР,ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО… ПРОБЛЕМУ, КОТОРУЮ ХОТЕЛ ПОКАЗАТЬ НАМ АВТОР, ТАКОВА.. ТЕКСТ Д.С. ЛИХАЧЕВА ЗАСТАВИЛ МЕНЯ ЗАДУМАТЬСЯ НАД ПРОБЛЕМОЙ…
ВОЛНУЮЩЮЮ ВСЕХ НАС ПРОБЛЕМУ…ПОДНИМАЕТ ПИСАТЕЛЬ Д. ГРАНИН. ПРОБЛЕМА, ПОДНИМАЕМАЯ В. СОЛОУХИНЫМ, - ЭТО… Я ДУМАЮ, ЧТО ПРОБЛЕМА, ПОСТАВЛЕННАЯ АВТРОМ, - ЭТО… ПРОБЛЕМА…НЕ МОЖЕТ НЕ ВОЛНОВАТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. ЗАДУМАЛСЯ НАД НЕЙ И В. ТЕНДРЯКОВ ЧТО ТАКОЕ..?(В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ..? КАКУЮ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ИГРАЕТ…?) ЭТУ ВАЖНУЮ ПРОБЛЕМУ ПОДНИМАЕТ АВТОР.
КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ- ЭТО РАССУЖДЕНИЯ, ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ПРОБЛЕМЫ ТЕКСТА. ВЫДЕЛЯЕМ ДВА ТИПА КОММЕНТАРИЯ: 1.Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Вопросы, помогающие конкретизировать содержание комментария: *Как, на каком материале автор раскрывает проблему? *На чем заостряет внимание? Почему? * Какие имена(факты, события) упоминает автор? Для чего? * Какие эмоции автора выражены в тексте? * Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется? * Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Вопросы, помогающие прокомментировать данную проблему: * К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) * Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? * Как часто мы связываемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? * Почему эта проблема привлекла внимание автора? * Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? * К каким выводам автор подводит читателя? Запомнить: комментарий должен опираться на прочитанный текст
Как оформить комментарий Автор раскрывает проблему на примере… В центре внимания автора… Автор говорит о том,что… Автор обращает внимание на… Автор особо подчёркивает, что… Автор доказывает (убеждает, приглашает к размышлению)… Автор отвергает (осуждает, игнорирует, одобряет, поддерживает)…
Следует обратить внимание на мысль о том, что… Заслуживает внимание высказывание… Автор не случайно использует слово (слова)…упоминает (кого? что? с какой целью?)… Автора волнует… Автор негодует (восхищается, удивляется)… Автора тревожит…
Типичные ошибки при комментировании проблемы: Комментарий подменяется пересказом; Излишне подробно цитируется исходный текст; Выделена одна проблема, а комментируется другая; При анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПОЗИЦИИ АВТОРА Проблема(вопрос) ПОЗИЦИЯ АВТОРА (ответ)
Что такое позиция автора? Позиция автора- это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Выявляя позицию автора в художественном стиле, постарайтесь ответить на вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкректную ситуацию, поступки героев? Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию,осуждение - сочувствие, восхищение),дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?
Как сформулировать позицию автора? Позиция автора такова:… Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что…
Моя позиция Аргумент 1 Аргумент 2
Что такое аргументация? Эта часть работы должна строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Такое рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: 1)тезис ( положение, которое надо доказать); 2)аргументация (доказательства, доводы); 3)вывод (общий итог).
Тезис-это главная мысль, выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать. Как выделить текст из высказывания? 1)прочитать текст и разделить его на структурные части; 2)ориентируясь на сильные позиции текста (подзаголовок, абзацы),выписать из каждой части предложения, выражающие главное суждение (часть тезиса),отделить их от доказательств;
3)соединить смысловыми союзами (если, чтобы, потому что, так что, поскольку) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.
Тезис «подчиняется» следующим правилам: 1)формулируется чётко и недвусмысленно; 2)не изменяется в течение всего обоснования; 3)его истинность должна быть доказана неопровержимо; 4)доказательства не могут исходить из тезиса.
Тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументация- это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Что такое аргументация? Эта часть работы должна следовать правилам построения текста-рассуждения. Рассуждение строится по схеме, в которой выделяют три части: 1)тезис (положение, которое надо доказать); 2)аргументация ( доказательства, доводы); 3)вывод (общий итог).
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – всё, что может подтвердить тезис.
АРГУМЕНТАЦИЯ Моя позиция ЛитературныйаргументФактическийаргумент
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?»,а аргументы отвечают:»Потому что…»
Тезис Аргумент 1 Аргумент 2 Иллюстрации(примеры) Иллюстрации(примеры) ВЫВОД
ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ? Композиция – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому. Традиционно выделяются три части сочинения: 1)вступление, в котором формулируется проблема текста; 2)основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую позицию, собственную позицию пишущего и аргументы; 3)заключение, в котором подводится итог.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ проблема комментарий позиция автора моя позиция аргумент 1 аргумент 2 ВЫВО ВВЫЫВВООдВВЫЫВВООд