Информационные технологии на уроке истории. Метод проектов. Презентация «Крестьянский вопрос в России в первой половине XIX века» 10 класс Коган Л.П. Учитель истории и обществознания МОУ СОШ 12 г. Сергиева Посада Московской области Учитель высшей категории
Обобщение и систематизация знаний и умений Цели: Образовательная - формирование системы знаний по пройденному материалу через самостоятельную работу; Развивающая - продолжить обучение приемам работы с различными источниками знаний; Воспитательная - воспитание чувств патриотизма, уважения к истории своей Родины. Тип урока:
Александр I гг Презентация проекта «Крестьянский вопрос в России в первой половине XIX века» В Манифесте 12 марта 1801 года император принимал на себя обязательство управлять народом « по законам и сердцу своей премудрой бабки». «Затронут был робко щекотливый вопрос о крепостном праве…Заявлено было намерение правительства постепенно подготовить умы к упразднению этого права»,- В.О. Ключевский
Крестьянство – 30 миллионов человек ГосударственныеКрепостные Около 15 млн. 14 млн. Подать Оброк Барщина до 5 дней в неделю Повинность Большие земли «Месячина»
12 декабря 1801 г Указ, разрешающий купцам, мещанам и казенным крестьянам покупать незаселенные государственные земли. Указ, разрешающий купцам, мещанам и казенным крестьянам покупать незаселенные государственные земли. Значение: начало процесса ликвидации монополии дворянства и казны на земельные владения. Значение: начало процесса ликвидации монополии дворянства и казны на земельные владения. 20 февраля 1803 года Указ о вольных хлебопашцах. Помещики могли освободить крестьян с землей поодиночке или целым селением за выкуп. Значение: 40 Значение: 40 тысяч человек были отпущены помещиками за все время действия указа (1858г). Это составило всего 1, 5% крепостных крестьян гг Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках и ссылки крепостных в Сибирь. Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках и ссылки крепостных в Сибирь.
М.М. Сперанский Н.М. Карамзин По мысли М. Сперанского, освобождение крестьян должно было свершиться в два этапа: 1)Личное освобождение (крестьянин остается прикрепленным к земле); 2)Освобождение без земли, дающее свободу перехода крестьянина от одного помещика к другому. Оппозицию проекту отмены крепостного права возглавил Н.М. Карамзин: «Для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу»
1816 год «Положение об эстляндских крестьянах». Реализовано в году. Крестьянам дали свободу, но лишили земли. Эстляндия – 1816г Лифляндия – 1819г. Курляндия – 1817г.
Проекты отмены крепостного права в масштабах всей страны Проект А.А. Аракчеева 1818г. Покупка государством помещичьих земель и наделение крестьян землею по 2 десятины на душу, но на условиях аренды. Проект Д.А. Гурьева 1819г. Разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа. Проект Е.Ф. Канкрина 1820г. (лучший – по мнению В.О.Ключевского) Медленный выкуп крестьянской земли у помещиков, рассчитанный на 60 лет. Итог: проекты отмены крепостного права остались неосуществленными. ? ? ?
«Некоторые государственные люди даже пугались самой мысли об освобождении крестьян, которая представлялась им страшным переворотом», - В.О. Ключевский 1818г1818г – всем крестьянам, в том числе и крепостным, разрешено заводить мануфактуры 1822г1822г – помещикам опять разрешили ссылать крепостных крестьян в Сибирь и на каторгу 1824г1824г - государственным крестьянам облегчили переход из деревни в город
1.Почему либеральные указы Александра I не могли дать серьезных практических результатов? 2.Что помешало радикальному решению крестьянского вопроса? 3.Дайте оценку деятельности Александра I по крестьянскому вопросу 4.Отход от реформ Александр I объяснял словами «Не кем взять!» Как вы понимаете эти слова? Вопросы:
Николай I Николай I «Нет сомнения в том, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным», - Николай I
1. Деятельность секретных комитетов по крестьянскому вопросу 1. Деятельность секретных комитетов по крестьянскому вопросу 2. Запрет продажи крестьян без земли 2. Запрет продажи крестьян без земли 3. Запрет публичной продажи крестьян и разлучения семей 3. Запрет публичной продажи крестьян и разлучения семей 4. Реформа П.Д. Киселёва, превратившая государственных крестьян в свободных землевладельцев ( гг) 4. Реформа П.Д. Киселёва, превратившая государственных крестьян в свободных землевладельцев ( гг) г – Указ «Об обязанных крестьянах» г – Указ «Об обязанных крестьянах» г – Разрешение крепостным крестьянам приобретать недвижимость г – Разрешение крепостным крестьянам приобретать недвижимость Цели, преследуемые правительством Николая I: Поднять благосостояние крестьян, сделать их исправными налогоплательщиками, показать пример управления.
Прокудин-Горский Монахи, сажающие картофель «Картофельные» бунты гг Министерство государственных имуществ П.Д.Киселев Школы Ветеринарные пунктыБольницы Недовольство помещиков Малоземельные крестьяне В другие губернии
Вопросы: 1.Почему в николаевское время, время отката от реформ, правительство оказалось неспособным притормозить процесс решения крестьянского вопроса? 2.А.И. Герцен охарактеризовал николаевское время как «бег на месте». Приведите аргументы «за» и «против» в крестьянском вопросе. 3.Предположите, почему Николай I считал вредным указ 1803 года «о вольных хлебопашцах». 4.В.О. Ключевский считал царствование Николая I прямым логическим продолжением царствования Александра I. А ваше мнение? 5.Можно ли предположить, что крестьянский вопрос будет решен во II половине XIX века?