Проблемы разрешения конфликтов в образовательной среде
Если в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс. Чарльз Ликсон
Конфликт в психологии рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия
Сигналами конфликта служат кризис отношений, напряжение при общении, недоразумения, общий дискомфорт. Если конфликт разрешается деструктивно, его последствиями будут тревога, беспомощность, развал, уход, отрицание, эскалация, поляризация. И, наоборот, если конфликт разрешается конструктивно, человек чувствует, что все идет гладко, испытывает радость общения, чувство успеха, энергичность.
Выделяют разную типологию конфликтов: А) внутриличностные, межличностные, межгрупповые, социальные; Б) ценностей, личностных потенциалов, ресурсов, интересов; В) социально- политические, межэтнические, организационно- управленческиеЮ производственные, семейные, супружеские.
Выделяется и особая группа конфликтов- педагогические. 1.Мотивационные конфликты, возникающие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников. 2.Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. 3.Конфликты взаимодействия учащихся между собой, учителей и школьников, учителей и администрации
Особенности педагогических конфликтов: Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуации конфликта: школа- модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми. Участник конфликтов имеют различный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте. Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки. Различное понимание событий и их причин участниками. Присутствие других участников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующийся личности. Конфликт пед. деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Методы профилактики конфликтов: Социально- коммуникативная компетентность Метод интроспекции- ставить себя на место ученика Метод эмпатии- вчуствование во внутреннее переживание другого человека. Метод логического анализа Метод творчества Метод позитивного самоутверждения Метод совместной власти Метод управления эмоциями Метод анализа конфликтных ситуаций
Пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях. Конкуренция – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другого. Сотрудничество – выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон. Компромисс – выбор, при котором сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. Уклонение – уход от конфликтных ситуаций, от достижения собственных целей. Приспособление – принесение в жертву
Рекомендации: 1) помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом; 2) используйте многоальтернативный подход решения проблемы (не отвергайте предложения другого лица, оставляйте за собой право на ошибку, тщательно проанализируйте все варианты); 3) пересмотрите конфликт (определите то, что действительно важно, что будет, если ситуация не разрешится, ориентируйтесь на решение проблемы, а не на эмоции с ним связанные; 4) постарайтесь снизить внутреннее напряжение (следите за тем, чтобы был выход эмоций, а не выходка, разрядка необходима, но не на человеке, а в делах, не констатируйте эмоциональное состояние партнера); 5) не обвиняйте и не приписывайте ответственность за ситуацию другим людям; 6) ориентируйтесь на достоинства человека и сами старайтесь оправдывать его ожидания; 7) не преувеличивайте собственный вклад в решении проблемы; 8) предложите собеседнику встать на ваше место, спросите его: «Что делать»; 9) независимо от результатов конфликтного взаимодействия не разрушайте отношения.
Как организовать культурный диалог? Чтобы между вами и учащимися возникло диалоговое взаимодействие, выполняйте следующие условия: 1. Если вы задаете вопрос, то подождите, когда собеседник ответит на него. 2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал свое отношение к ней. 3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самими учениками. 4. Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все коммуникативное пространство. 5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.
Шесть ступенек к разрешению конфликта 1. Чего я так хочу, что это привело к конфликту? Чего хочет человек, с которым у меня конфликт? 2. Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно? Например, спорим ли мы из-за футбольного мяча или же из-за того, в какую играть игру во время перемены и какую смотреть телевизионную программу? 3. Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим, чего хотим? Сколько таких решений я могу придумать? Сколько мы их можем придумать вместе с моим противником? Сколько решений нам могут подсказать одноклассники? 4. Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник? 5. Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих? С каким из них мы оба согласимся? Будем ли мы придерживаться этого решения? 6. С чего нам следует начать после того, как мы примем решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись? Будем ли мы придерживаться этого решения в дальнейшем?