Эпиграф: Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. А.С.Пушкин Проблемный вопрос: Быть счастливыми трудно или легко? Духовно-нравственная проблематика урока: ЗНАНИЕ – СИЛА НЕЗНАНИЕ – СЛАБОСТЬ. СТРАХ НЕЗНАНИЕ – СЛАБОСТЬ. СТРАХ СЧАСТЬЕ = РАДОСТЬ
Дмитрий Сергеевич Лихачев - выдающийся ученый, исследователь древнерусской литературы, общественный деятель, автор многочисленных публикаций, в том числе «Писем о добром», адресованных молодежи. «Письма о добром» дают мудрый, честный ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас. Это урок патриотизма и гражданственности, образец человеческой мудрости и доброты...Такие книги способны поддержать нравственное начало в обществе, объединить всех нас в стремлении обеспечить каждому человеку достойную и справедливую жизнь. С. М. Миронов, Председатель Совета Федерации РФ «Письма о добром» дают мудрый, честный ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас. Это урок патриотизма и гражданственности, образец человеческой мудрости и доброты...Такие книги способны поддержать нравственное начало в обществе, объединить всех нас в стремлении обеспечить каждому человеку достойную и справедливую жизнь. С. М. Миронов, Председатель Совета Федерации РФ
Задание 1. Первый вариант Вся жизнь народа одухотворяется в его языке. В.Г. Короленко
Задание 1. Первый вариант Слово – полководец человечьей силы. В.В. Маяковский
Задание 1. Первый вариант Язык есть труд целого поколения. В.И. Даль
Задание 1. Первый вариант Язык – душа нации. Язык – есть плоть идеи, мысли, чувства. А.Н. Толстой
Задание 1. Первый вариант Слово есть поступок. А.Н. Толстой
Задание 1. Второй вариант Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М. Горький Язык – явление социальное, так как изменения в общественной жизни находят отражение в языковых процессах. Многие слова уходят из активного употребления, пополняется, видоизменяется словарный запас языка. Самым подвижным пластом языка является лексика. Именно поэтому язык требует к себе пристального внимания, бережной заботы – именно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает.
Задание 1. Второй вариант Слово дано человеку не для самоутверждения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, другим людям. В.Г. Короленко Язык, слово даны человеку не для пустого времяпрепровождения, а для работы над собой, над своим внутренним миром. Нельзя употреблять бранные слова, унижающие окружающих. Нельзя кое - как учиться, думая, что плохая учеба- это только твоя проблема. Человек живет не на необитаемом острове, а в обществе, где люди тесно связаны друг с другом. Нужно нести в мир, в котором живешь, положительные мысли, чувства, слова.
Задание1. Второй вариант В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. К.Д. Ушинский Каждый язык – то целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.
1) Уважительное отношение к родному языку предполагает терпимость, уважение и интерес ко всем словесным наукам. 2) Каждый человек независимо от возраста и профессии должен обладать культурным кругозором, это его обязанность перед обществом. 3) Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. 4) А для всего этого нужны ЗНАНИЯ, нужна ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ, дающаяся гуманитарными науками, так как СЛОВО стоит в начале культуры и выражает ее. Д.С. Лихачев 1) Уважительное отношение к родному языку предполагает терпимость, уважение и интерес ко всем словесным наукам. 2) Каждый человек независимо от возраста и профессии должен обладать культурным кругозором, это его обязанность перед обществом. 3) Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. 4) А для всего этого нужны ЗНАНИЯ, нужна ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ, дающаяся гуманитарными науками, так как СЛОВО стоит в начале культуры и выражает ее. Д.С. Лихачев
1)Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. 2) Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. 3) В языке сказывается ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ человека его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. 4) Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. 5) Поэтому чем проще, тем лучше. 6) Не следует бояться повторений одного и того же слова, одного и того же оборота. 7) Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно…8) Язык должен быть, разумеется, богат, и поэтому для разных явлений и понятий надо употреблять разные слова. 9) А в целом стоит помнить: нет мысли вне ее выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски МЫСЛИ. Д.С. Лихачев 1)Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. 2) Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. 3) В языке сказывается ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ человека его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. 4) Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. 5) Поэтому чем проще, тем лучше. 6) Не следует бояться повторений одного и того же слова, одного и того же оборота. 7) Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно…8) Язык должен быть, разумеется, богат, и поэтому для разных явлений и понятий надо употреблять разные слова. 9) А в целом стоит помнить: нет мысли вне ее выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски МЫСЛИ. Д.С. Лихачев
Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в единое целое темой и основной мыслью. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: 1) тематическое и композиционное единство его частей; 2) грамматическая связь между частями; 3) смысловая цельность и грамматическая закономерность; 4) Относительная законченность Задание 3. Различают цепную и параллельную связь предложений
При цепной связи в начале второго предложения повторяется мысль, которой закончилось первое предложение. Третье предложение продолжает развивать тему, затронутую во втором предложении. Чаще всего средства связи – повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. При параллельной связи каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов, т.е. присутствует синтаксический параллелизм. Предложения не сцепливаются друг с другом, а сопоставляются, поэтому возможны сопоставления или противопоставления. Средства связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одними и теми же словами, иногда применяется единоначалие. Используются вводные слова, наречия места и времени, деепричастные и причастные обороты.
Средства связи между предложениями текста 1.Лексические 2.Морфологические 3.Синтаксические 4.Стилистические Лексические средства – повтор слова, синонимическая замена, использование антонимов, однокоренных слов, слов одной тематической группы. Морфологические средства – это замена существительных и других частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме, наречий, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т.п.
Средства связи между предложениями текста 1.Лексические 2.Морфологические 3.Синтаксические 4.Стилистические Синтаксические средства – наличие вопросно- ответной формы, синтаксического параллелизма, прямого и обратного порядка слов в предложении, неполных предложений. Стилистические средства – использование слов, принадлежащих одному стилю, тропов и стилистических фигур.
Цель и самооценка 1)Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. 2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. 3)Если человек ставит перед собой задачу приобрести все материальные блага, то он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… 4)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой человечности. 5)Он ставит себе цель, достойную человека. 6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить жизнь с достоинством и получить настоящую радость. 7)Да, радость! 8)Подумайте: если человек ставит своей задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? 9)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. 10)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? 11)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом». 12)Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. 13)Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной. Д. С. Лихачев Цель и самооценка 1)Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. 2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. 3)Если человек ставит перед собой задачу приобрести все материальные блага, то он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… 4)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой человечности. 5)Он ставит себе цель, достойную человека. 6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить жизнь с достоинством и получить настоящую радость. 7)Да, радость! 8)Подумайте: если человек ставит своей задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? 9)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. 10)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? 11)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом». 12)Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. 13)Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной. Д. С. Лихачев
Задание 4. Первый вариант Основные признаки текста «Цель и самооценка» Тема текста – тема выбора жизненной цели. Основная мысль текста – жизнь должна диктоваться добротой к людям. Грамматическая связь между предложениями – цепная. Средства связи: лексические (повтор слова «человек», синонимичная замена его личным местоимением, использование однокоренных слов; морфологические – использование глаголов в одной форме (несовершенного вида, настоящего времени: дает, ставит, испытывает т.д.); синтаксические – наличие вопросно-ответной формы ( 7, 8, 10 предложения), неполные предложения, синтаксический параллелизм; Стилистические – наличие тропов, стилистических фигур (эпитеты, метафора) Ключевые слова: человек, жизненная задача, добро.
Учитесь учиться Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машин. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни. Учитесь любить учиться! А вы не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю, литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового. Учитесь любить учиться! Учитесь учиться Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машин. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни. Учитесь любить учиться! А вы не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю, литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового. Учитесь любить учиться! Задание4.Прочитайте письмо Д.С. Лихачева из книги «Письма о добром», определите основные признаки этого текста..
Тема текста – приобретение знаний Основная мысль текста – необходимо постоянно учиться Грамматическая связь между предложениями - сочетание цепной и параллельной связи. Средства связи: лексические (повтор слова «учиться», синонимичная замена, использование однокоренных слов; морфологические – использование глаголов в одной форме совершенного вида, будущего времени); синтаксические – наличие вопросно-ответной формы, неполные предложения, синтаксический параллелизм; Стилистические – наличие тропов, стилистических фигур (эпитеты, метафора) Ключевые слова: учение, учиться, любить учиться
Письмо сорок шестое Путями доброты 1) Возможно, у читателя сложилось представление об авторе писем как о высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. 2) Это не совсем так. 3) В письмах я не только «учил», но и учился. 4) Я смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. 5) Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам. 6) Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не только моего опыта, но опыта многих людей. 7) Писать письма мне помогали сами читатели – они со мной беседовали неслышно. 8) Что же самое главное в жизни? 9) Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, в конечном счете верное по пути к личному счастью. 10) Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. 11) Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. 12) Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. 13) Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. 14) В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. 15) Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. 16) В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. 17) Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое, в конечном счете, верное по пути к личному счастью. 18) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. 19) Это «неразменный рубль». 20) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. 21) Поверьте мне! Письмо сорок шестое Путями доброты 1) Возможно, у читателя сложилось представление об авторе писем как о высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. 2) Это не совсем так. 3) В письмах я не только «учил», но и учился. 4) Я смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. 5) Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам. 6) Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не только моего опыта, но опыта многих людей. 7) Писать письма мне помогали сами читатели – они со мной беседовали неслышно. 8) Что же самое главное в жизни? 9) Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, в конечном счете верное по пути к личному счастью. 10) Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. 11) Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. 12) Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. 13) Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. 14) В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. 15) Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. 16) В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. 17) Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое, в конечном счете, верное по пути к личному счастью. 18) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. 19) Это «неразменный рубль». 20) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. 21) Поверьте мне!
Письмо девятнадцатое Как говорить? 1)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. 2)Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. 3)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. 4)Это происходит полусознательно. 5)Я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. 6)Но та же подоплека лежит в основе любых других грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. 7)Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. 8)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. 9)«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. 10)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 11)Ведь он уверен, что слово его и так весомо. 12) Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. 13) Но хоть и трудно – это надо, надо.14) Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Письмо девятнадцатое Как говорить? 1)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. 2)Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. 3)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. 4)Это происходит полусознательно. 5)Я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. 6)Но та же подоплека лежит в основе любых других грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. 7)Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. 8)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. 9)«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. 10)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 11)Ведь он уверен, что слово его и так весомо. 12) Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. 13) Но хоть и трудно – это надо, надо.14) Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Используя текст письма Д.С. Лихачева, дайте развернутый ответ на вопрос: легко ли быть счастливыми? Письмо двадцать четвертое Будем счастливыми 1)Все, что сделано с душой, идет от души, - это и есть «духовная культура». 2)Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. 3)А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». 4)Это и есть «бездуховность» - жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы. 5)Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. 6)Люди, не имеющие всего этого, - несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся » наслаждениях. Письмо двадцать четвертое Будем счастливыми 1)Все, что сделано с душой, идет от души, - это и есть «духовная культура». 2)Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. 3)А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». 4)Это и есть «бездуховность» - жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы. 5)Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. 6)Люди, не имеющие всего этого, - несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся » наслаждениях.
Итоги урока Для того чтобы быть счастливым человеком, необходимо: иметь знания, ибо знания дают человеку уверенность в своих силах; нести добро в мир; развивать в себе радостное восприятие жизни; любить людей; …