учитель литературы Мещерякова Н.А. Литература Серебряного века Обзорная лекция для 11 класса
учитель литературы Мещерякова Н.А. Содержание лекции: 1. Историческая ситуация в России рубежа XIX-XX веков. 2. Русская литература на рубеже веков. 3. Яркие представители Серебряного века. А). Традиции реализма XIX века и неореализм XX века. Б). Символизм и его представители. В).Представители акмеизма. Г). Футуристы. Д).Неокрестьянские поэты. Е). Писатели, не входившие в литературные группы.
учитель литературы Мещерякова Н.А. Новые понятия: Серебряный век Декаданс Неореализм Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм Неокрестьянская поэзия Имажинизм Партийная литература
учитель литературы Мещерякова Н.А. Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был – И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертье пил! Ф.И.Тютчев
учитель литературы Мещерякова Н.А. Историко-культурная ситуация в России рубежа веков Сильная позиция на мировом рынке Размах деятельности образованных купеческих семей Культурный расцвет Непоследовательно проводимые властью реформы Раскол между интеллигенцией и властью, интеллигенцией и церковью, интеллигенцией и народом Революции, войны.
учитель литературы Мещерякова Н.А. Рождённые в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. А.А.Блок
учитель литературы Мещерякова Н.А. Серебряный век – эпоха наивысшего расцвета русской культуры рубежа веков (по аналогии с «золотым», XIX, веком). Термин ввёл Н.А.Оцуп в 1933г. в журнале «Числа». Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний. Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Моё единое отечество – Моя пустынная душа. К.Д.Бальмонт
учитель литературы Мещерякова Н.А. Философские основы культуры рубежа веков: Главный вопрос – вопрос о Человеке и Боге. Без веры в Бога человек никогда не обретёт смысла существования.(Ф.М.Достоевский) Поэтизация образа Человека: «Человек – это звучит гордо!» (М.Горький) Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением». (Александр Блок). Философия Ф.Ницше о сверхчеловеке – это «воля к переоценке».(А.Белый) Сверхчеловек – это общая и невероятно удалённая в будущее перспектива человечества, которое обретёт смысл своего существования без Бога: «Бог умер».
учитель литературы Мещерякова Н.А. Живопись рубежа веков В.Серов «Похищение Европы» М.Нестеров «На земле покой» М.Врубель «Сидящий Демон»
учитель литературы Мещерякова Н.А. Направления в литературе реализм модернизм футуризм акмеизм имажинизм символизм
учитель литературы Мещерякова Н.А. Идейные основы реализма и модернизма Идейный фундамент реализма Философия модернизма н.XX в. Истина Едина,добро побеждает зло,Бог одолевает дьявола. Мир не познаваем, человек не способен отделить добро от зла. Герой Ищущий пути к высшим, вечным ценностям, несущий идеалы добра, любви. Сложный, противоречивый,выделя ющийся из остального мира, часто противостоящий ему. Высшие ценности Духовные, христианские идеалы Личность в её многообразии Цель искусства Гармонизация жизниВыражение себя и своего понимания мира и человека.
учитель литературы Мещерякова Н.А. Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми Демократизм – неприятие элитарной, понятной лишь «кучке»посвящённых литературы. Вкус к общественности – осознание общественной роли и ответственности писателя. Историзм : искусство есть отражение эпохи, его правдивое зеркало. Традиционализм – духовная и эстетическая связь с заветами классики. Толстой Лев Николаевич Чехов Антон Павлович
учитель литературы Мещерякова Н.А. Писатели - реалисты Бунин Иван Алексеевич Куприн Александр Иванович Зайцев Борис Константинович Вересаев Викентий Викентьевич
учитель литературы Мещерякова Н.А. Писатели-реалисты Максим Горький Короленко Владимир Галактионович Андреев Леонид Николаевич Замятин Евгений Иванович
учитель литературы Мещерякова Н.А. Модернизм (от франц.moderne- «новейший», «современный») – это новые явления в литературе и искусстве. Его цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства. Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета) - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Экзистенциализм – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип на принцип противопоставления субъекта и объекта.
учитель литературы Мещерякова Н.А. Старшие символисты Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892) Сборник «Русские символисты» (1894) «Создания искусства – приотворённые двери в вечность». Мережковский Дмитрий Сергеевич Брюсов Валерий Яковлевич
учитель литературы Мещерякова Н.А. Старшие символисты Гиппиус Зинаида Николаевна Бальмонт Константин Дмитриевич Фёдор Сологуб Кузмин Михаил Алексеевич
учитель литературы Мещерякова Н.А. Младосимволисты «Последняя цель искусства – пересоздание жизни.» (А.Блок) Андрей Белый Александр Александрович Блок Иванов Вячеслав Иванович
учитель литературы Мещерякова Н.А. Акмеисты Ахматова Анна Андреевна Мандельштам Осип Эмильевич Гумилёв Николай Степанович Сергей Городецкий
учитель литературы Мещерякова Н.А. Футуристы Маяковский Владимир Владимирович Бурлюк Давид Давидович Игорь Северянин Велимир Хлебников
учитель литературы Мещерякова Н.А. Неокрестьянские поэты Мы предутренние тучи, зори росные весны. Н.Гумилёв Есенин Сергей Александрови ч Орешин Пётр Васильевич Клюев Николай Алексеевич
учитель литературы Мещерякова Н.А. Писатели, не входившие в литературные группы Максимилиан Александрович Волошин Борис Леонидович Пастернак Владислав Фелицианович Ходасевич Марина Ивановна Цветаева
учитель литературы Мещерякова Н.А. Вопросы: Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже веков? Какие философские идеи занимали умы человечества? Кто ввёл определение «Серебряный век»? Какие направления существовали в литературе рубежа веков? Какие традиции развивали писатели-реалисты в начале XX века? Что обозначает понятие «модернизм»? Что подразумевается под понятием «Партийная литература»? Назовите представителей «Серебряного века».
учитель литературы Мещерякова Н.А.