Древние мыслители о мире и человеке. Человек есть, к сожалению, всего лишь человек; иногда и того меньше. Европейское изречение
Миф (греч. mythos) предание, сказание Миф - представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества
КосмогонияТеогонияАнтропогония Представление о происхождении космоса, Земли Сказания о происхождени и богов Мифы о происхождении человека Объяснение происхождения мира Оправдание существующего образа жизни людей Регулирование отношений между людьми
Древнеиндийские веды Веды делятся на 4 части СамхитыБрахманыАраньякиУпанишады 1.Идея абсолютного или первоначала; 2.Идея Бога или Богов; 3.Идея бессмертия индивидуальной души Атмы; 4.Идея Кармы 5.Идея самосовершенствования; 6.Идея праведного пути (йоги).
Легенда о происхождении каст Уста-Брахманы 2.Руки-Воины 3.Бедра-Земледельцы 4.Ступни-Слуги Древнеиндийские веды
Даосская школа Темное начало, пассивное ожидание Светлое,активное начало «Человек»-посредник между землей и небом -должен следовать естественному ходу вещей(ДАО), -связан с природой и сообществом людей, -бессмертен душой и телом-надо выполнять особые упражнения.
Дао понимается как неизменный высший моральный закон бытия Принцип надеяния – это образ совершенного действия. Это действие: 1.Естественное по средствам 2.Ненасильственное 3.Без борьбы со своей противоположностью 4.Не обусловленное страстями
Конфуцианство гг.до.н.э. ИДЕЯ ИДЕЯ-личность не «для себя», а для общества. -гуманность, -милосердие, -уважение к старшим, -помощь другим. -Общество=государству, -государство-семья, -император-сын неба, отец народа, -рядом с ним- «жу»-уче- ные и философы, -государство регулиру- ется моралью.
Платон ( гг. До н.э.) об обществе и государстве Государство обеспечивает защиту населения от врагов и поддерживает порядок внутри страны. Во главе государства должны стоять справедливые мужи. Справедливость – то, что хорошо для государства, хорошо и для гражданина. Человек живет ради государства. Основной принцип идеального государства – общегосударственная добродетель. Три группы людей: мудрецы-правители, воины - защита государства, народ - производит материальные блага. Замкнутость сословий. Возможен перевод способных детей в высшие сословия и наоборот.
Формы правления по Платону Близкие к совершенству правление по закону монархия аристократия демократия Несовершенные: правление по произволу правящих олигархия тимократия демократия (плохая) тирания
Аристотель об обществе и государстве. ( гг.до н.э.) В обществе существуют: семья, селе- ние, государство, которое выше всего. Опора общества-средние слои. Бедняки -люди «второй категории». Богатые - возможно нечестны. Задачи государства: -недопущения чрезмерной личной власти,излишнего накопления, -удержание в повиновении рабов.
Формы правления по Аристотелю Правильные - правление по закону монархия аристократия полития, т.е. демократия Неправильные - правление по произволу олигархия демократия (власть толпы) тирания