Личностное и профессиональное самоопределение учащихся в современных условиях Методист по профориентации В.И.Карпова
Социально – экономическая ситуация на рынке труда Поступательное развитие общества возможно лишь в том случае, если его основу будут составлять профессионалы Профессионализм есть свойство человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) выполнять деятельность на высоком уровне, - систематически, эффективно и надежно – в самых разнообразных условиях. «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего» Д.И.Менеделеев
«Рыночная ориентация» личности (по Э.Фромму) Деятельность Этика профессионала ( как нравственная норма) Этика прагматизма Чиновник Служение общественному благу Служение собственной выгоде Работник ГАИ Повышение безопасности дорожного движения Поимка нарушителей (штрафы) Врач Излечение пациентов Учитель Личностное развитие и повышение социальной компетентности ученика Распространение лекарств под видом лечения Самоутверждение за счет учащихся, вымогательство из родителей
Профессиональный выбор – мой выбор хочу цель могу надо Интерес (склонность) способности Профессиональная пригодность Современные требования рынка труда Я
Карта интересов учащихся 9-х классов школ города 2008 г. Сфера деятельности. / 29 направлений / Спорт Техника, механика Право, юриспруденция Журналистика Сфера обслуживания Педагогика Сценическое искусство Экономика Электрорадиотехника Медицина _________________________________________________________ _ Строительство - 21 место Металлообработка – 27 место
Кем хотел бы быть? «Человек – человек» Юрист,врач, менеджер, педагог, журналист. «Человек – техника» Механик, электрогазосварщик, водитель, машинист, инженер «Человек – художественный образ» Дизайнер, парикмахер, артист, музыкант, модельер. «Человек – знаковая система» Экономист, программист, риэлтор. «Человек – природа» Ветврач, лесничий.
Мотивы выбора профессии Материальное благополучие Деловой характер Престижность Творческая реализация в труде
Профориентация как механизм профессионального самоопределения подростка Профориентация осуществляется поэтапно и на каждой возрастной ступени на основе преемственности возрастных и психологических особенностей личности школьника.
Задачи: 1-4 классы – формирование интереса к области трудовой и профессиональной деятельности. 5-7 классы – формирование нравственной основы общения, которая становится предпосылкой самореализации и самоутверждения подростков в коллективе и в профессиональном самоопределении. 8-9 классы – формирование личностного смысла выбора профессии, умения адекватно оценивать свои личностные особенности классы – отработка навыков самопрезентации, поиска работы и уточнение социально – профессионального статуса
Формы работы Младшие школьники – увлекательные рассказы об интересующих их профессиях, о работе родителей. Сюжетно-ролевые игры, творческие пробы. Среднее звено – формируется чувство взрослости. Встреча с интересными людьми, ролевые игры, конкурсы, практическая, трудовая, общественно-значимая работа. Выпускники – элективные курсы, экскурсии, диагностика, консультации, активизирующие игры, защита проектов, тренинги, профессиональные пробы, информация о учебных заведениях г. Магнитогорска
« Выбор профессии – это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе» Л.С.Выготский