ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕТЕМА 1 ОБЩЕСТВО Муниципальное общеобразовательное учреждение «Барановская средняя общеобразовательная школа» , Московская область, Воскресенский район, с.Усадище,ул.Королькова,д.103, телефон/факс:(496) ; htpp://
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕТЕМА 1 ОБЩЕСТВО Муниципальное общеобразовательное учреждение «Барановская средняя общеобразовательная школа» , Московская область, Воскресенский район, с.Усадище,ул.Королькова,д.103, телефон/факс:(496) ; htpp:// Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Общество» Общество как динамичная система. Взаимосвязь природы и общества. Общество и культура. Культура и цивилизация. Сферы жизни общества. Общественные отношения. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Типология обществ. Доиндустриальное (аграрное или традиционное), индустриальное, информационное (постиндустриальное) общество. Социальные изменения. Деятельность людей реальная движущая сила общественного развития. Исторический процесс и его участники. Проблемы общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Научно- техническая революция (НТР) и ее социальные последствия. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы человечества. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕТЕМА 1 ОБЩЕСТВО Муниципальное общеобразовательное учреждение «Барановская средняя общеобразовательная школа» , Московская область, Воскресенский район, с.Усадище,ул.Королькова,д.103, телефон/факс:(496) ; htpp:// ВОПРОСЫ КОДИФИКАТОРА по содержательной линии «Общество» 1. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. 2. Общество и природа. Общество и культура. 3. Социальные институты. 4. Многообразие путей и форм общественного развития. Типология обществ. 5. Общественный прогресс и его критерии. 6. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы современности.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕТЕМА 1 ОБЩЕСТВО Муниципальное общеобразовательное учреждение «Барановская средняя общеобразовательная школа» , Московская область, Воскресенский район, с.Усадище,ул.Королькова,д.103, телефон/факс:(496) ; htpp://
1.понятие природы; 2.понятие материального мира; 3.взаимодействие природы и общества; 4.взаимодействие общества и культуры.
Общество и природа Природа естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом. Если в обществе действуют люди, наделенные сознанием и волей, то в природе действуют слепые, бессознательные силы. природа общество Собственные объек- тивные законы Создает культуру (Сотворенная человеком, вторая природа)
Ч Биологическое начало инстинкты биологическая программа развития анатомия, физиология к высшим млекопитающим Социальное начало деятельность общение мышление речь Психическое начало внутренний мир человека характер эмоциональная сфера Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда
ЧЕЛОВЕК(ОБЩЕСТВО) Чем отличается деятельность людей от поведения других живых существ? ЖИВОТНЫЕ
ЖивотныеЧеловек Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить
ЧЕЛОВЕК(ОБЩЕСТВО) Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды. Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды. Не только целесообразность, но и целепологание. Способность выходит за рамки опыта. Не только целесообразность, но и целепологание. Способность выходит за рамки опыта. ЖИВОТНЫЕ Приспособление к существующим природным условиям. Приспособление к существующим природным условиям. Целесообразность поведения, направляемое инстинктом. Целесообразность поведения, направляемое инстинктом. Отличия деятельности человека от поведения других живых существ.
ЧЕЛОВЕК(ОБЩЕСТВО) Отличия деятельности человека от поведения других живых существ. ЖИВОТНЫЕ В 1010 году В 2010 году ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ
ОБЩЕСТВО Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира. В чем состоит обособление общества от природы? В чем состоит обособление общества от природы?
. ОБОСОБИТЬСЯ, – выделиться из общего, занять особое, изолированное положение. И.В. Мичурин: « Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача». ОБЩЕСТВО Сознание, воля. ПРИРОДАстихия Субъективные законы развития Создает культуру – вторую природу К чему привела такая установка сегодня?
ОБЩЕСТВО Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. ПРИРОДА Оказывает воздействие на развитие стран и народов Влияет на естественную среду обитания человека «+» или «-»
Страна, государство, регион. Понятие «общество» в узком смысле
Исторический этап в развитии человечества. Понятие «общество» в узком смысле
Человечество в целом. Понятие «общество» в узком смысле
Общество в узком смысле группа людей, объединенная общими интересами конкретная страна определенный исторический тип общества Общество книголюбов Педагогическое общество Общество собаководов Европейское общество Российское общество Английское общество Индустриальное общество Традиционное общество Архаичное общество Все эти понятия раскрывают узкие, частные смыслы понятия общество. Так что же такое «ОБЩЕСТВО»?
ОБЩЕСТВО - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Общество в широком смысле
ОБЩЕСТВО Первоосновой взаимодействия людей является ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Совокупность индивидов, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Общество в широком смысле
Человек- первичный элемент общества общество «Вторая природа»= культура - созданное человеком Природа - естественная среда обитания человека- материальный мир Обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей Общество в широком смысле
Включает отношения, связанные с производством и потреблением материальных благ Удовлетворяет МАТЕРИАЛЬНЫЕ потребности Отношения складывающиеся в процессе создания, сохранения и освоения духовных благ Потребность в самореализации, самоутверждении, нравственном совершенствовании; наука, искусство, образование Включает отношения между различными социальными общностями и группами Потребность в контактах, общении с другими людьми, взаимодействии Включает отношения в области политической деятельности, руководит и управляет Удовлетворяет потребность в организованности, безопасности, законе, правопорядке Макроструктура общества = общество как система Э экономическая Сферы тесно связаны друг с другом П политическая С социальная Д духовная
Макроструктура общества = общество как система
Макроструктура общества = общество как система Черты общества как системы: 1)целостность; 2)наличие и взаимосвязь элементов; 3)качественная определенность, т. е. отличие данной системы от других систем; 4)наличие коммуникаций отношений и связей между элементами системы.
Макроструктура общества = общество как система Признаки общества как динамичной системы: 1)самодостаточность; 2)способность к самовоспроизводству; 3)способность к изменениям, саморазвитию как отдельных элементов, так и общества в целом.