Экстренная психологическая помощь при стрессе Рекомендации педагогам, психологам для работы с острыми стрессовыми ситуациями у учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ СОШ 11 г. Павлово 7 А класс Преподаватель – организатор ОБЖ: Калёв Сергей Александрович.
Advertisements

«Лайфрестлинг» – борьба за жизнь. Обучение приемам первой помощи электротехнического персонала 2.
- бред; - галлюцинации; - апатия; - ступор; - двигательное возбуждение; - агрессия; - страх; - истерика; - нервная дрожь; - плачь.
«ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ВЛИЯНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»
Федеральное казенное учреждение «Центр экстренной психологической помощи МЧС России» Экстренная допсихологическая помощь при острых стрессовых реакциях.
ОСОБЫЕ СИТУАЦИИ, С КОТОРЫМИ МОЖНО СТОЛКНУТЬСЯ В ЛАГЕРЕ Экстремальная ситуация лагерь?! Подготовила: Ильницкая Е.Б., зав. отделом психолого-педагогического.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Гнев – что это такое? одна из самых частых человеческих эмоций это копия чужого поведения моментальная реакция на отдельное событие.
Эмоциональные проблемы детей. Виды эмоциональных проблем Тревожность Агрессивность, постоянные конфликты со сверстниками Гиперактивность Необщительность,
Терроризм - Это насильственные действия или угроза их применения с целью устранения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определённой.
Задачи: 1. Рассмотреть ситуации, которые являются особо разрушительными для психики ребенка. 2. Показать приемы психологической помощи пострадавшему непосредственно.
Стресс- это реакция нашего организма на любое предъявленное ему требование. Жить без стрессов не может никто, но разумному поведению в стрессовой ситуации.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Физические признаки: Эмоциональные признаки: Поведенческие признаки: Бессонница Головные боли Запоры Понос Частое мочеиспускание.
Саморегуляция психического состояния как профилактика профессионального выгорания педагогов.
Психологические рекомендации для педагогов-психологов оказывающих помощь в кризисных ситуациях.
Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.
Стресс – это прежде всего нарушение покоя, возникающее внутри нас напряжение, как реакция на определенную ситуацию или деятельность, неважно, внешнюю.
ЖИТЬ ЗДОРОВО ! Беленкова Л. Э. «Здоровье так же заразительно, как и болезнь» Ромен Роллан.
Психология для девочек Занятие 3 Тема: "Со стрессом можно справиться" Занятие 3 Шадринская школа-интерна 11, Май 2011 Подготовила и провела: педагог-психолог.
«Родители меня не понимают или как услышать подростка». Классный руководитель 8в класса Калинина О.Е.
Транксрипт:

Экстренная психологическая помощь при стрессе Рекомендации педагогам, психологам для работы с острыми стрессовыми ситуациями у учащихся

Проявление острых стрессовых реакций Нервная дрожь Плач Ступор Двигательное возбуждение Агрессия Истерика

НЕРВНАЯ ДРОЖЬ Как реакция на стресс, может появиться неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и может вызвать мышечные боли. ПРИЗНАКИ дрожь начинается внезапно - возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы Реакция продолжается достаточно долгое время (до нескольких часов). Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

ПОМОЩЬ Нужно усилить дрожь. 1. Продолжайте разговаривать с учащимся, иначе он может воспринять Ваши действия как нападение. 2. Возьмите учащегося за плечи и сильно, резко потрясите в течение секунд. 3. После завершения реакции необходимо дать учащемуся возможность отдохнуть. НЕЛЬЗЯ! успокаивать, говорить, чтобы учащийся взял себя в руки

ПЛАЧ Каждый человек хоть раз в жизни плакал. И каждый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе. ПРИЗНАКИ – человек уже плачет или готов разрыдаться – подрагивают губы – наблюдается ощущение подавленности – в отличие от истерики нет возбуждения в поведении Помните! Не происходит эмоциональной разрядки, облегчения, если человек сдерживает слезы. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.

ПОМОЩЬ 1. Не оставляйте учащегося одного. 2. Установите физический контакт с ним, возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом. 3. Применяйте приемы «активного слушания»: периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за ним отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах учащегося. 4. Не старайтесь успокоить. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду. 5. He задавайте вопросов и не давайте советов.

СТУПОР Ступор - одна из самых сильных защитных реакций организма. Происходит после сильнейших нервных потрясений когда человек затратил столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет. Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь, и человек пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, он не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать. ПРИЗНАКИ резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки) «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности возможно напряжение отдельных групп мышц

ПОМОЩЬ Согните учащемуся пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте ему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно по­средине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками. Ладонь свободной руки положите на грудь учащегося. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции Помните! Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего,

ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ Иногда реакция настолько сильная, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения становится похожим на животное, мечущееся в клетке. ПРИЗНАКИ резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без останов­ки, иногда абсолютно бессмысленно) часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы)

ПОМОЩЬ Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?») Не спорьте сучащимся, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи» Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением

АГРЕССИЯ Агрессивное поведение один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому человеку и окружающим. ПРИЗНАКИ раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу) нанесение окружающим ударов руками или какими- либо предметами словесное оскорбление, брань мышечное напряжение повышение кровяного давления

ПОМОЩЬ Сведите к минимуму количество окружающих. Дайте учащемуся возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку). Демонстрируйте благожелательность. Даже если Вы не согласны с ним, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на Вас. Старайтесь разрядить обстановку Помните! Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

Поведение учащегося не должно вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки и эмоции – это нормальная реакция на стрессовые обстоятельства. Придерживайтесь принципа: «Не навреди».

Чем более уверенно Вы себя будете чувствовать, тем эффективнее будет Ваша помощь.