В поисках будущей профессии
Цель занятия : помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути. Задачи : - познакомить с технологией профессионального успеха; - довести до сведения учащихся результаты диагностики; - дать практические рекомендации по построению дальнейшего образовательного маршрута.
План занятия 1.Что такое профессия? 2.Условия профессиональной трудовой деятельности. 3.Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта? 4.Технологические характеристики. 5.Классификация профессий по предмету труда. 6.Ответы на вопросы учащихся. 7.Формула выбора профессии.
Что такое профессия? Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.
Условия профессиональной трудовой деятельности Профессия характеризуется наличием определённого уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, что подтверждается аттестатами, свидетельствами, дипломами, сертификатами; Профессия характеризуется наличием определённого уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, что подтверждается аттестатами, свидетельствами, дипломами, сертификатами; Профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда.
Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта? Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда. Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда. Дилетант – это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Дилетант – это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Любитель – это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Любитель – это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия.
Технологические характеристики Предмет труда (другие люди, техника, информация, искусство или природа); Предмет труда (другие люди, техника, информация, искусство или природа); Цели труда (материальное производство, создание духовных ценностей, обслуживание или уход за людьми, техникой, природой); Цели труда (материальное производство, создание духовных ценностей, обслуживание или уход за людьми, техникой, природой); Средства трудовой деятельности (ручные, механизированные, автоматизированные); Средства трудовой деятельности (ручные, механизированные, автоматизированные); Трудовые операции; Трудовые операции; Действия (умственные, физические, социальные); Действия (умственные, физические, социальные); Климатические условия; Климатические условия; Подвижность; Подвижность; Рабочее время (переработки и темп работы); Рабочее время (переработки и темп работы); Ошибки в трудовой деятельности – причины – последствия. Ошибки в трудовой деятельности – причины – последствия.
Экономические характеристики В каких отраслях используется данная профессия? В каких отраслях используется данная профессия? Каков спрос на данную профессию на рынке труда? Каков спрос на данную профессию на рынке труда? В каких пределах изменяется оплата труда среди специалистов данной профессии? В каких пределах изменяется оплата труда среди специалистов данной профессии?
Педагогические характеристики Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования? Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования? Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии? Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии? Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности? Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?
Медицинские характеристики Какой уровень здоровья требуется для данной профессии? Какой уровень здоровья требуется для данной профессии? Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии?(диагностика 9 класса «а») Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии?(диагностика 9 класса «а»)
Психологические характеристики Какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека: Какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека: - к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию; - к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности; - к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям; - к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности…
Классификация профессий по предмету труда /Е.А.Климов/. Человек – человек /ч – ч/ Человек – человек /ч – ч/ Человек – техника /ч – т/ Человек – техника /ч – т/ Человек – природа /ч – п/ Человек – природа /ч – п/ Человек – знаковая система /ч – з/ Человек – знаковая система /ч – з/ Человек – художественный образ /ч – х/ Человек – художественный образ /ч – х/
Формула выбора профессии Сделать правильный выбор – значит найти профессию, которая: Интересна и привлекательна «ХОЧУ». Интересна и привлекательна «ХОЧУ». Доступна и посильна «МОГУ». Доступна и посильна «МОГУ». Имеет спрос на рынке труда «НАДО» Имеет спрос на рынке труда «НАДО»
Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть? Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни; Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни; Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям; Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям; Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок. Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок. Американский психолог Дж. Голланд считает, что каждому типу личности соответствует определённый тип профессий. Если человек выбирает профессию, соответствующую его типу личности, то он сможет достичь в ней наибольших успехов.