Подходы к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы
Нормативные документы обеспечивающие итоговую аттестацию Конституция РФ Конституция РФ Закон «об Образовании» Закон «об Образовании» Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Обязательный минимум содержания Обязательный минимум содержания
Конституция РФ Статья 43 Основное общее образование ОБЯЗАТЕЛЬНО. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Основное общее образование ОБЯЗАТЕЛЬНО. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, поддерживает различные формы образования и самообразования. Российская Федерация устанавливает ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Закон «Об образовании» Статья 2. Принципы государственной политики в области образования Статья 2. Принципы государственной политики в области образования Статья 7. Государственные образовательные стандарты Статья 7. Государственные образовательные стандарты Статья 9. Образовательные программы Статья 9. Образовательные программы Статья 14. Общие требования к содержанию образования Статья 14. Общие требования к содержанию образования Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения Статья 38. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждений Статья 38. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждений Статья 49. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием Статья 49. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Роль образования в развитии российского общества Роль образования в развитии российского общества - Цели и основные задачи модернизации образования Приоритеты образовательной политики Приоритеты образовательной политики - Создание условий для повышения качества общего образования - Основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Основное общее образование) БИОЛОГИЯ Цели: - Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях … - Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы … - Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами… - Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и … - Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни …
Требования к уровню подготовки выпускников Должен знать - признаки биологических объектов - сущность биологических процессов уметь - объяснять биологии в формировании современной картины мира - изучать биологические объекты процессы - распознавать и описывать - Выявлять изменчивость организмов, приспособления - сравнивать биологические объекты - определять принадлежность биологических объектов - анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды - проводить самостоятельный поиск биологической информации - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Базисный учебный план по биологии (основная школа) КлассыКоличество часов (за год) Всего245
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Биология как наука. Методы биологии Признаки живых организмов Система, многообразие и эволюция живой природы Человек и его здоровье Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Новизна стандарта по биологии Отбор содержания проведен исходя из современных представлений биологической науки о живой природе и уровнях ее организацииОтбор содержания проведен исходя из современных представлений биологической науки о живой природе и уровнях ее организации Усилена практическая направленность курса биологииУсилена практическая направленность курса биологии Расширено содержание раздела «Человек и его здоровье» за счет включения в него вопросов по психологииРасширено содержание раздела «Человек и его здоровье» за счет включения в него вопросов по психологии
В методике преподавания биологии УМК по биологии -Программы (утверждены: 1 примерная и 5 авторских программ) -Учебники (20 наименований учебников по все параллелям основной школы) -Методическая литература (планирование, рабочие тетради, дидактические материалы, тесты, раздаточные материалы и др.)
Итоговая аттестация учащихся по биологии за курс основной школы Формы итоговой аттестации: - экзамен (по билетам, собеседование, защита реферата или проекта) - тестирование
Новые подходы к итоговой аттестации по биологии в основной школе Определение основных элементов выносимого на проверку учебного содержания в соответствии со стандартом Определение основных элементов выносимого на проверку учебного содержания в соответствии со стандартом Использование для контроля знаний и умений заданий, аналогичных по форме и видам деятельности заданиям ЕГЭ Использование для контроля знаний и умений заданий, аналогичных по форме и видам деятельности заданиям ЕГЭ Определение оптимального числа заданий, их структуры, формы с учетом психофизиологических особенностей учащихся данного возраста. Определение оптимального числа заданий, их структуры, формы с учетом психофизиологических особенностей учащихся данного возраста.
Реализация проекта Кодификатор элементов содержания как основа составления заданий для итоговой аттестации учащихся Спецификация проверочной работы Демонстрационный вариант