П ПП Прозвища в ученическом коллективе Автор Шебунина Анна, «Средняя общеобразовательная школа 4 г. Балабаново»
происхождения прозвищ события, совпадения в жизни внешне мотивированные прозвища- АЛЕКСАНДР Ярославович Невский, великий князь владимирский
внутренне мотивированные прозвища- вербальная аналогия фамилия Лисичкина- прозвище «лиса»
качества человека- физические (психический недостаток) КАРЛ VI, король Франции, прозван Безумным
интеллектуальные КАРЛ V Мудрый - «Ученый» качества человека-
свойства характеракачества человека- ИВАН IV Васильевич Грозный, великий князь московский
Цель исследования : 1) изучение теоретических подходов в педагогике, психологии, истории к проблеме происхождения и присваивания прозвищ и кличек; 2)проведение экспериментальной работы по выявлению взаимовлияния прозвищ и психологического климата класса.
Гипотеза исследования: 1) выяснить отношение детей к процессу обзывания; 2) в ходе практической части доказать, что большое количество прозвищ является показателем неблагоприятной психологической атмосферы в коллективе детей.
Результаты анкетирования: Что же такое обзывание с точки зрения детей? 28% - оскорбление личности человека, 28% - использование плохих слов в речи, 16% - унижение, 10% - насмешка в адрес обзываемого
Причины присваивания кличек и прозвищ 48% - стремление унизить другого 21% - неадекватное проявление зависти 18% - способ выразить своё недовольство и неприязнь
Обзывание не является показателем хороших отношений в классе! С данным утверждением полностью «согласны» 95% респондентов.
«Как к тебе относятся в классе?» 56% - «хорошо», 33% - «средне или нейтрально», 12% - «плохо».
Наличие у ребят прозвищ или кличек 47% учащихся по всей параллели имеют прозвища
За что присвоено прозвище 45% - прозвище дано по вербальной аналогии с фамилией, 21% - из-за своей внешности, 15% - прозвище связано с их личным поведением (чаще не всегда хорошим), 19% - «не знают», почему их так прозвали.
Что же чувствуют дети, когда их обзывают? 51% - равнодушие, 26% - чувствуют обиду на обзывающего, 12% - ощущают в данной ситуации себя униженными, 9% - возникает ненависть
Возможные реакции на обзывания 58% подростков делают вид, что ничего не заметили или относятся к этому равнодушно, 19% - проявляют вербальную агрессию (т.е. обзывают в ответ), 12% - возмущаются на обзывание, но не грубят в ответ, 11% - на обзывающихся обижаются
Диагностика психологического климата Показатели 7 «А» 7 «Б» 7 «В» Количество прозвищ в классе (в %) 60% 56% 26% Уровень социально- психологическ ого климата в классе 0,65 низкая степень (незначительная) благоприятности 1,24 низкая степень (незначительная) благоприятности 14,72 средняя степень благоприятности
Воспитательные мероприятия: 1) Общешкольное мероприятие «День без прозвищ!» 2) КНИГА ЛАСКОВЫХ ИМЕН или журнал «Хочу поделиться с другом!» 3) беседа на тему «Давать клички и прозвища – плохая привычка» 4) классный час «Обзывания в детской среде» 5) игра «Индейцы»