Тема проекта: Автор: учащаяся 7 «А» класса МОУ «СОШ 10» Абрамова Елена Руководитель: учитель чувашского языка МОУ «СОШ 10» Я клашкина Светлана Николаевна г. Канаш Тип проекта: информационно-исследовательский
Основополагающий вопрос: Влияют ли традиции на наше будущее? Проблемные вопросы: Какими были традиции и обычаи наших предков? Какими были традиции и обычаи наших предков? Нужно ли дорожить сегодня прошлым и уважать его? Нужно ли дорожить сегодня прошлым и уважать его?
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа.
Проблема: Недостаточность знаний о традициях, обрядах, обычаях чувашского народа.
Гипотеза: Если вести поисково-исследовательскую, краеведческую работу, то это приведет к систематизации наших знаний об обрядах и обычаях чувашского народа, повышению культурного уровня, информированности, заинтересованности в дальнейшем поиске материала, любви к родному народу и своей малой Родине.
Исследовать обычаи и обряды чуваш, классификацию праздников и обрядов Выявить, насколько сохранены обычаи и обряды наших предков в д. Н. Котяки Канашского района и отношение подростков к ним; Создать мультимедиа-презентацию о чувашских обрядах, обычаях и в доступной форме рассказать сверстникам о культуре нашего народа. Сохранение и развитие чувашских народных традиций и обычаев, углубление знаний культуры своей деревни Н. Котяки.
План исследования: 1. Поиск информации и иллюстративного материала в Интернете. 2. Создание базы данных. 3. Отбор материала. 4. Анкетирование учащихся. 5. Расспрос старожилов д. Н. Котяки. 6. Мультимедийное оформление проекта. 7. Выступления на классных часах в сопровождении мультимедийной презентации.
Ожидаемый результат: Приобщение подрастающего поколения к историческому прошлому; Будет способствовать воспитанию национальной гордости, чувства любви к малой родине. Возрастет уровень воспитанности учащихся на добрых и устойчивых традициях чувашского народа;
Чистоту, простоту мы у древних берём, Саги, сказки - из прошлого тащим, - Потому что добро остаётся добром – В прошлом, будущем и настоящем! В. Высоцкий
Весь комплекс обычаев и обрядов можно выделить в три группы: Обряды сельские; Обряды семейно – родовые; Обряды индивидуальные.
Вывод Изучать историю, прошлое родного края, хранить память о деяниях предков - это наш долг. Мнения подростков о необходимости соблюдать народные традиции
Реализация проекта: 1.Создание мультимедиа-презентацию 2. Выступление с проектом перед учащимися на классных часах, в различных мероприятиях.
Я горжусь тобой, Чувашия! Неисчерпаема твоя культура. Мудры же были предки наши, Творя такие чудеса! Наше прошлое – наша гордость. В ней жизнь, история моя. Его мы свято сохраним, Потомкам нашим подарим!
Библиографический список Данилов В.Д., Павлов Б.И.. История и культура Чувашской Республики. Чувашский Республиканский Институт Образования. Чебоксары,1996. Данилов В.Д., Павлов Б.И. История Чувашии (с древнейших времен до конца XX века): Учеб. пособие. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, – 304 с. Иванов В.П. Чувашский этнос: проблемы истории и этнографии. – Чебоксары, Иванов В.П., Николаев В.В., Дмитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. – Чебоксары, Каховский В.Д. Происхождение чувашского народа. - 3-е изд., перераб.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, с. Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, Никитин А.С. Мир Чувашский.- Чебоксары, с.- (Память Чувашии). Скворцов М.И.. Культура Чувашского края. Чувашское книжное издательство. Чебоксары 1994г. «Чăваш çемйин ылтăн çўпçи» = Золотое руно чувашской семьи : о праздниках и обрядах чувашской семьи (на чув. яз.) / сост. Н. А. Петроградская ; Чуваш. респ. дет.-юнош. б-ка. - Чебоксары, 2008.