Чувашские композиторы Учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ» Никифорова Людмила Федоровна
Павлов Федор Павлович Федор Павлович Павлов родился 13(25) сентября 1892 года в семье крестьянина-середняка с.Богатырево Чебаевской волости Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Цивильского района Чувашской Республики). Федор(Хведюк, как его звали в детстве) был младшим ребенком в семье. Воспитанию и обучению его родители уделяли много внимания. Любознательный и восприимчивый мальчик очень рано научился читать. Осенью 1901 г. он был принят сразу в среднее отделение Богатыревского земского училища. Любовь к музыке и песне рано пробудилась в нем очень рано. Этому немало способствовало то, что отец его, Павел Степанович, был хорошим певцом и танцором, играл на гуслях и знал много народных песен. Мальчиком подростком Федор любил слушать старинные обрядовые песни. Безусловно, что насыщенный музыкой народный быт в значительной мере определил художественно-эстетический кругозор будущего композитора, укреплял в нем любовь и уважение к народному творчеству. В годы первой русской революции Федор Павло учится в Икковском двухклассном училище Чебоксарского уезда. Учеником двухклассной школы Павлов впервые узнал о революционных событиях в стране. Окончив Икковское училище, Павлов решил учиться дальше. Федор Павлович Павлов родился 13(25) сентября 1892 года в семье крестьянина-середняка с.Богатырево Чебаевской волости Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Цивильского района Чувашской Республики). Федор(Хведюк, как его звали в детстве) был младшим ребенком в семье. Воспитанию и обучению его родители уделяли много внимания. Любознательный и восприимчивый мальчик очень рано научился читать. Осенью 1901 г. он был принят сразу в среднее отделение Богатыревского земского училища. Любовь к музыке и песне рано пробудилась в нем очень рано. Этому немало способствовало то, что отец его, Павел Степанович, был хорошим певцом и танцором, играл на гуслях и знал много народных песен. Мальчиком подростком Федор любил слушать старинные обрядовые песни. Безусловно, что насыщенный музыкой народный быт в значительной мере определил художественно-эстетический кругозор будущего композитора, укреплял в нем любовь и уважение к народному творчеству. В годы первой русской революции Федор Павло учится в Икковском двухклассном училище Чебоксарского уезда. Учеником двухклассной школы Павлов впервые узнал о революционных событиях в стране. Окончив Икковское училище, Павлов решил учиться дальше.
Симбирская чувашская учительская школа В то время большую популярность завоевала Симбирская чувашская учительская школа, поступление в которую было почти единственной надеждой для жаждущих знаний чувашских юношей и девушек. Павлов поступил вэту школу. Симбирская чувашская школа, в которой Павлов учился с сентября 1907 г. по май 1911 г., являлась в то же время своеобразной лабораторией, где зарождались чувашская литература и чувашское профессиональное музыкальное искусство. В Симбирской школе Ф.Павлов изучил элементарную теорию музыки, сольфеджио, овладел скрипичной игрой, участвовал в хоре, в струнном квартете и ученическом симфоническом оркестре, усердно занимаясь музыкой, Павлов в то же время проявляет большой интерес к литературе. Он читает русских и зарубежных классиков, пишет стихи на чувашском и русском языках. В мае 1911 г. совет Симбирской чувашской школы присвоил Павлову звание учителя начального училища. Как ярко одаренного в музыкальном отношении, его оставляют в школе на преподавательскую работу. В должности преподавателя Симбирской школы Павлов пробыл до сентября 1913 г. В то время большую популярность завоевала Симбирская чувашская учительская школа, поступление в которую было почти единственной надеждой для жаждущих знаний чувашских юношей и девушек. Павлов поступил вэту школу. Симбирская чувашская школа, в которой Павлов учился с сентября 1907 г. по май 1911 г., являлась в то же время своеобразной лабораторией, где зарождались чувашская литература и чувашское профессиональное музыкальное искусство. В Симбирской школе Ф.Павлов изучил элементарную теорию музыки, сольфеджио, овладел скрипичной игрой, участвовал в хоре, в струнном квартете и ученическом симфоническом оркестре, усердно занимаясь музыкой, Павлов в то же время проявляет большой интерес к литературе. Он читает русских и зарубежных классиков, пишет стихи на чувашском и русском языках. В мае 1911 г. совет Симбирской чувашской школы присвоил Павлову звание учителя начального училища. Как ярко одаренного в музыкальном отношении, его оставляют в школе на преподавательскую работу. В должности преподавателя Симбирской школы Павлов пробыл до сентября 1913 г.
Вклад в музыку Много сил положил Ф.Павлов на организацию концертного дела в г. Чебоксарах. Под его личным руководством были сформированы чувашский хор, концертная группа и салонный оркестр при Чувашском театре. В 1921 г. издается отпечатанный шапирографом сборник детских песен и игр - "Ача-пaча сасси" (Голос детворы). В него вошли народные песни (всего 21), записанные в основном самим Ф.Павловым. Несколько позднее (в 1924 г.) были изданы его многочисленные гармонизации и обработки народных песен в отдельном сборнике под названием "Сaрнай".в сборник, состоящий из четырех разделов вошли тридцать одноголосных, двадцать две двухголосных, шесть трехголосных и десять четырехголосных песен. В 1920 г. при Центральном педтехникуме Ф.Павлов организовал хоровой коллектив, получивший наименование "Чувашский национальный хор". Этот коллектив, совместно с хором, руководимым композитором В.П.Воробьевым, послужил базой для создания в 1924 г. Чувашского государственного хора. Много сил положил Ф.Павлов на организацию концертного дела в г. Чебоксарах. Под его личным руководством были сформированы чувашский хор, концертная группа и салонный оркестр при Чувашском театре. В 1921 г. издается отпечатанный шапирографом сборник детских песен и игр - "Ача-пaча сасси" (Голос детворы). В него вошли народные песни (всего 21), записанные в основном самим Ф.Павловым. Несколько позднее (в 1924 г.) были изданы его многочисленные гармонизации и обработки народных песен в отдельном сборнике под названием "Сaрнай".в сборник, состоящий из четырех разделов вошли тридцать одноголосных, двадцать две двухголосных, шесть трехголосных и десять четырехголосных песен. В 1920 г. при Центральном педтехникуме Ф.Павлов организовал хоровой коллектив, получивший наименование "Чувашский национальный хор". Этот коллектив, совместно с хором, руководимым композитором В.П.Воробьевым, послужил базой для создания в 1924 г. Чувашского государственного хора. Макаров Василий Макарович, Павлов Федор Павлович - модель Макаров Василий Макарович, Павлов Федор Павлович - модель Макаров Василий Макарович, Павлов Федор Павлович - модель Макаров Василий Макарович, Павлов Федор Павлович - модель Композитор Ф.Павлов. Композитор Ф.Павлов.
Вклад в литературу В 1922 г. вышло в свет второе драматическое произведение Ф.Павлова "Ялта", а в следующем году он опубликовал свои первые музыкально-теоретические и научно-популярные работы: "Речитативы в чувашской народной музыке", "Чaваш музыки" (Чувашская музыка), "Хитрее" (Прекрасное). Лучшие сочинения Ф.Павлова - "Туй юрри" (Свадебная) и "Тўттел" (Тюттель) - до сих пор остаются в чувашской музыке непревзойденными образцами обработки народной песни для хора. Обобщением музыкально-теоретических исследований Ф.Павлова явились очерки под общим названием "Чуваши и их песенное и музыкальное творчество". Это объемистое сочинение, написанное на чувашском языке, состояло из десяти очерков. В дальнейшем автор перевел его на русский язык и подготовил к печати. Первый очерк издан в 1926 г. В 1929 г. в Чебоксарах открывается музыкальный техникум. Павлов был одним из первых педагогов училища. В 1922 г. вышло в свет второе драматическое произведение Ф.Павлова "Ялта", а в следующем году он опубликовал свои первые музыкально-теоретические и научно-популярные работы: "Речитативы в чувашской народной музыке", "Чaваш музыки" (Чувашская музыка), "Хитрее" (Прекрасное). Лучшие сочинения Ф.Павлова - "Туй юрри" (Свадебная) и "Тўттел" (Тюттель) - до сих пор остаются в чувашской музыке непревзойденными образцами обработки народной песни для хора. Обобщением музыкально-теоретических исследований Ф.Павлова явились очерки под общим названием "Чуваши и их песенное и музыкальное творчество". Это объемистое сочинение, написанное на чувашском языке, состояло из десяти очерков. В дальнейшем автор перевел его на русский язык и подготовил к печати. Первый очерк издан в 1926 г. В 1929 г. в Чебоксарах открывается музыкальный техникум. Павлов был одним из первых педагогов училища.
Василий Петрович Воробьев Одним из основоположников чувашской профессиональной музыки является Василий Петрович Воробьев. Василий Петрович родился 19 марта 1887 г. в д. Алдиарово Янтиковского района. С детства впечатлительный и наблюдательный, он страстно увлекался музыкой и пением. Обладая отличным слухом и голосом, а также большой восприимчивостью, он любил петь песни родной чувашской деревни Одним из основоположников чувашской профессиональной музыки является Василий Петрович Воробьев. Василий Петрович родился 19 марта 1887 г. в д. Алдиарово Янтиковского района. С детства впечатлительный и наблюдательный, он страстно увлекался музыкой и пением. Обладая отличным слухом и голосом, а также большой восприимчивостью, он любил петь песни родной чувашской деревни Сизов Петр Владимирович, Воробьев Василий Петрович - модель Сизов Петр Владимирович, Воробьев Василий Петрович - модельСизов Петр Владимирович, Воробьев Василий Петрович - модельСизов Петр Владимирович, Воробьев Василий Петрович - модель Василий Петрович Воробьев г. Василий Петрович Воробьев г.
Его призвание - музыка У него было страстное желание учиться музыкальному искусству, но бедность семьи являлась большим препятствием в достижении этой цели. После окончания сельской школы он поступает во вновь открывшуюся Шихазанскую второклассную учительскую школу и, окончив ее в 1902 г., получает назначение на должность учителя в Багильдинскую начальную школу Цивильского уезда. В этой школе существовал отличный школьный хор, считавшийся одним из лучших в уезде. В то же время Василий Петрович начал записывать народные песни и проводить робкие попытки композиторской работы. Работа со школьным хором практически убеждала будущего композитора в его способностях в хоровом и музыкальном искусстве. Страстное желание посвятить себя музыкальному искусству, а для этого получить необходимые знания, взяли свое. В 1912 г. он переезжает в г. Чебоксары, где начинает работать дирижером церковного хора и преподавателем пения в начальных, средних школах города. Ценой больших жертв В. Воробьев отправляется в Петербург и поступает учиться на регентско-учительские курсы, по окончании которых начинает в качестве самообразовательной работы усиленно заниматься композиторской работой, продолжая преподавательскую работу по пению и дирижерскую работу с любительскими хорами. У него было страстное желание учиться музыкальному искусству, но бедность семьи являлась большим препятствием в достижении этой цели. После окончания сельской школы он поступает во вновь открывшуюся Шихазанскую второклассную учительскую школу и, окончив ее в 1902 г., получает назначение на должность учителя в Багильдинскую начальную школу Цивильского уезда. В этой школе существовал отличный школьный хор, считавшийся одним из лучших в уезде. В то же время Василий Петрович начал записывать народные песни и проводить робкие попытки композиторской работы. Работа со школьным хором практически убеждала будущего композитора в его способностях в хоровом и музыкальном искусстве. Страстное желание посвятить себя музыкальному искусству, а для этого получить необходимые знания, взяли свое. В 1912 г. он переезжает в г. Чебоксары, где начинает работать дирижером церковного хора и преподавателем пения в начальных, средних школах города. Ценой больших жертв В. Воробьев отправляется в Петербург и поступает учиться на регентско-учительские курсы, по окончании которых начинает в качестве самообразовательной работы усиленно заниматься композиторской работой, продолжая преподавательскую работу по пению и дирижерскую работу с любительскими хорами.
Чувашский хор В 1917 г. Василий Петрович для проведения первомайских праздников организует хор численностью в 150 человек. В нем участвовали рабочие чебоксарских заводов и солдаты конвойной роты. С 1918 г. хор начал вести регулярные занятия. С образованием Чувашской автономной области в хор начали вливаться чувашская молодежь из учебных заведений, служащие различных учреждений. Его репертуар стал пополняться чувашскими хоровыми песнями, написанными и обработанными Ф. Павловым, самим Воробьевым и другими чувашскими композиторами. В 1924 г. хор стал именоваться Чувашским государственным хором, а с 8-го июля 1934 г. хор переведен в постоянный коллектив. В. Воробьев, вместе с Ф. Павловым, явились создателем Чувашского государственного хора (ныне Чувашского государственного ансамбля песни и пляски). Большое место в творчестве В. Воробьева занимают также произведения детского репертуара. Свыше 50 песен написано им для детей школьного и дошкольного возраста. Большую помощь он оказывал сельской и городской художественной самодеятельности. В 1945 г. в Урмарском районе в сельхозартели «Дружба» им был организован колхозный хор, который успешно выступил в г. Чебоксары, на республиканском смотре сельской художественной самодеятельности, где занял одно из первых мест. В 1917 г. Василий Петрович для проведения первомайских праздников организует хор численностью в 150 человек. В нем участвовали рабочие чебоксарских заводов и солдаты конвойной роты. С 1918 г. хор начал вести регулярные занятия. С образованием Чувашской автономной области в хор начали вливаться чувашская молодежь из учебных заведений, служащие различных учреждений. Его репертуар стал пополняться чувашскими хоровыми песнями, написанными и обработанными Ф. Павловым, самим Воробьевым и другими чувашскими композиторами. В 1924 г. хор стал именоваться Чувашским государственным хором, а с 8-го июля 1934 г. хор переведен в постоянный коллектив. В. Воробьев, вместе с Ф. Павловым, явились создателем Чувашского государственного хора (ныне Чувашского государственного ансамбля песни и пляски). Большое место в творчестве В. Воробьева занимают также произведения детского репертуара. Свыше 50 песен написано им для детей школьного и дошкольного возраста. Большую помощь он оказывал сельской и городской художественной самодеятельности. В 1945 г. в Урмарском районе в сельхозартели «Дружба» им был организован колхозный хор, который успешно выступил в г. Чебоксары, на республиканском смотре сельской художественной самодеятельности, где занял одно из первых мест.
Геннадий Васильевич Воробьев Геннадий Воробьев родился в 1918 году в Чебоксарах, в семье чувашского композитора и хорового дирижера Василия Петровича Воробьева, одного из основоположников чувашской профессиональной музыки. Геннадий Воробьев родился в 1918 году в Чебоксарах, в семье чувашского композитора и хорового дирижера Василия Петровича Воробьева, одного из основоположников чувашской профессиональной музыки. С детства у Геннадия Воробьева тяга к музыке была настолько очевидна, что он в начале поступил учиться в музыкальную школу, а уже затем - в общеобразовательную. С детства у Геннадия Воробьева тяга к музыке была настолько очевидна, что он в начале поступил учиться в музыкальную школу, а уже затем - в общеобразовательную.
Вклад в развитие музыки Первые фортепьянные сочинения Г. Воробьева - "Карусель" и "Детская сюита" ( ) - написаны в годы его учебы в Чебоксарском музыкальном техникуме. Блестяще окончив техникум, Геннадий Воробьев поступает в Московскую консерваторию. В 1935 году в газете "Красная Чувашия" от 15 сентября было опубликовано сообщение ТАСС "17-летний композитор", в котором приводились слова руководителя кафедры композиции Московской консерватории, профессора Г.И. Литинского: "Воробьев произвел сильное впечатление на членов испытательной комиссии своей талантливостью. Чувашия приобретает в лице Воробьева весьма ценную творческую музыкальную силу". Именно в классе профессора Г. И. Литинского Геннадий Воробьев отточил свою технику до уровня высокого профессионализма, способствующего решению больших творческих задач. Уже на первых двух курсах он написал Сонатину для фортепиано, Сонату для скрипки и фортепиано, около десятка обработок чувашских народных песен, в том числе знаменитая "Амарткайак" (Орел), романсы на стихи А.С. Пушкина в переводе на чувашский язык, несколько хоровых песен. Первые фортепьянные сочинения Г. Воробьева - "Карусель" и "Детская сюита" ( ) - написаны в годы его учебы в Чебоксарском музыкальном техникуме. Блестяще окончив техникум, Геннадий Воробьев поступает в Московскую консерваторию. В 1935 году в газете "Красная Чувашия" от 15 сентября было опубликовано сообщение ТАСС "17-летний композитор", в котором приводились слова руководителя кафедры композиции Московской консерватории, профессора Г.И. Литинского: "Воробьев произвел сильное впечатление на членов испытательной комиссии своей талантливостью. Чувашия приобретает в лице Воробьева весьма ценную творческую музыкальную силу". Именно в классе профессора Г. И. Литинского Геннадий Воробьев отточил свою технику до уровня высокого профессионализма, способствующего решению больших творческих задач. Уже на первых двух курсах он написал Сонатину для фортепиано, Сонату для скрипки и фортепиано, около десятка обработок чувашских народных песен, в том числе знаменитая "Амарткайак" (Орел), романсы на стихи А.С. Пушкина в переводе на чувашский язык, несколько хоровых песен. Активная творческая деятельность Геннадия Васильевича Воробьева продолжалась всего шесть лет. Но за это время было написано около 70-ти произведений: камерно- инструментальные и оркестровые сочинения, хоровые песни и романсы, обработки чувашских народных песен. Наиболее крупное произведение - четырехчастная Симфония, которую можно отнести к лучшим созданиям чувашской музыки за весь период ее развития. Активная творческая деятельность Геннадия Васильевича Воробьева продолжалась всего шесть лет. Но за это время было написано около 70-ти произведений: камерно- инструментальные и оркестровые сочинения, хоровые песни и романсы, обработки чувашских народных песен. Наиболее крупное произведение - четырехчастная Симфония, которую можно отнести к лучшим созданиям чувашской музыки за весь период ее развития.
Степан Максимович Максимов ( ). «Его имя всегда называют в числе первых деятелей чувашской профессиональной музыки, - пишет о С.М. Максимове музыковед Ю.А. Илюхин в книге «Композиторы Советской Чувашии» (1982). – Талантливый музыкант, рожденный в простой крестьянской семье, он неразрывно связал свой творческий труд и свою жизнь с развитием культуры родного края». «Его имя всегда называют в числе первых деятелей чувашской профессиональной музыки, - пишет о С.М. Максимове музыковед Ю.А. Илюхин в книге «Композиторы Советской Чувашии» (1982). – Талантливый музыкант, рожденный в простой крестьянской семье, он неразрывно связал свой творческий труд и свою жизнь с развитием культуры родного края».
(11.11(30.10).1892, с. Яншихово-Норваши Цивильского уезда Казанской губернии, ныне Яншиковский район Чувашской республики – , г. Чебоксары), композитор, фольклорист, поэт, педагог, общественный деятель. Из крестьянской семьи. После окончания двухклассного училища в родном селе (1907) поступил во 2 класс Симбирской чувашской школы. В школе увлекся игрой на скрипке, по окончании которой был оставлен преподавателем скрипичной игры, а с 1913 учителем пения, руководил симфоническим оркестром. В 1914 М. экстерном окончил курс в регентских классах при Казанском отделении Русского музыкального общества. До 1925 работал в Симбирской чувашской школе (11.11(30.10).1892, с. Яншихово-Норваши Цивильского уезда Казанской губернии, ныне Яншиковский район Чувашской республики – , г. Чебоксары), композитор, фольклорист, поэт, педагог, общественный деятель. Из крестьянской семьи. После окончания двухклассного училища в родном селе (1907) поступил во 2 класс Симбирской чувашской школы. В школе увлекся игрой на скрипке, по окончании которой был оставлен преподавателем скрипичной игры, а с 1913 учителем пения, руководил симфоническим оркестром. В 1914 М. экстерном окончил курс в регентских классах при Казанском отделении Русского музыкального общества. До 1925 работал в Симбирской чувашской школе Неизвестный фотограф, Спиридонов Моисей Спиридонович - автор композиции, Максимов Степан Максимович - модель Неизвестный фотограф, Спиридонов Моисей Спиридонович - автор композиции, Максимов Степан Максимович - модель Неизвестный фотограф, Спиридонов Моисей Спиридонович - автор композиции, Максимов Степан Максимович - модель Неизвестный фотограф, Спиридонов Моисей Спиридонович - автор композиции, Максимов Степан Максимович - модель С.М. Максимов. Яншихово-Норваши. 20 в. С.М. Максимов. Яншихово-Норваши. 20 в.
Вклад композитора заведовал музыкальной школой; музыкальным техникумом. Преподавал теорию и историю музыки, гармонию, чувашский музыкальный фольклор. Для чувашских образовательных школ издал несколько сборников: «Чувашские песни» (1924, 1926), «Сборник революционных песен» (1926), «Школьные песни» (1928), «Учебник нотной грамоты» (1935). Композиторской деятельностью занимался с начала 20 в. В 1918 в Симбирске вышел его сборник «Чувашские народные песни», в который вошли хоровые и сольные обработки народных песен. В творческом наследии М. свыше 2000 записей чувашского музыкального фольклора. Ему принадлежат фольклорные сборники «Песни верховых чувашей» и «146 чувашских народных песен». Он являлся организатором этнографических концертов чувашской музыки в Москве и Чебоксарах в конце 1920-х. Член Союза композиторов СССР (1933), заслуженный деятель искусств ЧАССР (1934). В находился в заключении по ложному обвинению. После освобождения работал в симфоническом оркестре Чувашской филармонии. Реабилитирован в Именем М. названа Чебоксарская музыкальная школа 1. заведовал музыкальной школой; музыкальным техникумом. Преподавал теорию и историю музыки, гармонию, чувашский музыкальный фольклор. Для чувашских образовательных школ издал несколько сборников: «Чувашские песни» (1924, 1926), «Сборник революционных песен» (1926), «Школьные песни» (1928), «Учебник нотной грамоты» (1935). Композиторской деятельностью занимался с начала 20 в. В 1918 в Симбирске вышел его сборник «Чувашские народные песни», в который вошли хоровые и сольные обработки народных песен. В творческом наследии М. свыше 2000 записей чувашского музыкального фольклора. Ему принадлежат фольклорные сборники «Песни верховых чувашей» и «146 чувашских народных песен». Он являлся организатором этнографических концертов чувашской музыки в Москве и Чебоксарах в конце 1920-х. Член Союза композиторов СССР (1933), заслуженный деятель искусств ЧАССР (1934). В находился в заключении по ложному обвинению. После освобождения работал в симфоническом оркестре Чувашской филармонии. Реабилитирован в Именем М. названа Чебоксарская музыкальная школа 1.
В.Г.Иванишин Родился в Петербурге. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию. В декабре 1936 г. в Ленинграде впервые была исполнена четырехчастная первая чувашская симфония В.Г. Иванишина. Автор назвал ее «Чувашской». Не один год Владимир Иванишин работал над оперой «Нарспи» по одноименной поэме К.В. Иванова. Убывая на фронт в июне 1941 года, Владимир Георгиевич попросил жену: «Если придется эвакуироваться из Ленинграда, захвати с собой мои нотные рукописи, мою «Нарспи». Талантливый композитор не вернулся с фронта. Жена, Нина Яковлевна после войны передала произведение Владимира Иванишина Чувашской Республике. Родился в Петербурге. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию. В декабре 1936 г. в Ленинграде впервые была исполнена четырехчастная первая чувашская симфония В.Г. Иванишина. Автор назвал ее «Чувашской». Не один год Владимир Иванишин работал над оперой «Нарспи» по одноименной поэме К.В. Иванова. Убывая на фронт в июне 1941 года, Владимир Георгиевич попросил жену: «Если придется эвакуироваться из Ленинграда, захвати с собой мои нотные рукописи, мою «Нарспи». Талантливый композитор не вернулся с фронта. Жена, Нина Яковлевна после войны передала произведение Владимира Иванишина Чувашской Республике.
В.Г.Иванишин в Чувашии С середины 30-ых годов в творческой биографии В.Г. Иванишина начинается новый период. В 1935 г., впервые приехав в г. Чебоксары, он был зачарован красотой чувашских народных мелодий. Здесь он знакомится со многими образцами чувашских народных песенных жанров, начинает изучать чувашский язык. Тогда же Наркомпрос Чувашской АССР поручил В.Г. Иванишину написать первую чувашскую симфонию. С середины 30-ых годов в творческой биографии В.Г. Иванишина начинается новый период. В 1935 г., впервые приехав в г. Чебоксары, он был зачарован красотой чувашских народных мелодий. Здесь он знакомится со многими образцами чувашских народных песенных жанров, начинает изучать чувашский язык. Тогда же Наркомпрос Чувашской АССР поручил В.Г. Иванишину написать первую чувашскую симфонию. Молодой композитор с увлечением окунулся в новую работу. В 1935 году были готовы первые три части симфонии. В марте 1936 года уже четырехчастная симфония была полностью завершена. Талантливый композитор назвал ее «Чувашской». Премьера симфонии состоялась 18 декабря 1936 г. в Ленинграде. В Чебоксарах впервые она была исполнена 9 ноября 1937 г. симфоническим оркестром Чувашской государственной филармонии под управлением Г.И. Благодатова. Молодой композитор с увлечением окунулся в новую работу. В 1935 году были готовы первые три части симфонии. В марте 1936 года уже четырехчастная симфония была полностью завершена. Талантливый композитор назвал ее «Чувашской». Премьера симфонии состоялась 18 декабря 1936 г. в Ленинграде. В Чебоксарах впервые она была исполнена 9 ноября 1937 г. симфоническим оркестром Чувашской государственной филармонии под управлением Г.И. Благодатова. Широкую известность в творческой деятельности В. Иванишина получила опера «Нарспи» по одноименной поэме К.В. Иванова. Над ней композитор трудился около четырех лет. Для этого были опробованы три варианта либретто – Д. Данилова, Я. Ухсая, П. Хузангая. В 1940 г. на юбилейном вечере, посвященном 20-летию Чувашской АССР, с восторженным приемом были исполнены первый акт и сцена свадьбы из второго акта оперы «Нарспи». В марте 1941 года монтаж оперы «Нарспи» прозвучал по Всесоюзному радио в исполнении солистов Музыкального театра им. Станиславского и Немировича- Данченко и хора Московской филармонии. Широкую известность в творческой деятельности В. Иванишина получила опера «Нарспи» по одноименной поэме К.В. Иванова. Над ней композитор трудился около четырех лет. Для этого были опробованы три варианта либретто – Д. Данилова, Я. Ухсая, П. Хузангая. В 1940 г. на юбилейном вечере, посвященном 20-летию Чувашской АССР, с восторженным приемом были исполнены первый акт и сцена свадьбы из второго акта оперы «Нарспи». В марте 1941 года монтаж оперы «Нарспи» прозвучал по Всесоюзному радио в исполнении солистов Музыкального театра им. Станиславского и Немировича- Данченко и хора Московской филармонии. «Опера В. Иванишина «Нарспи» – крупное музыкальное полотно (по либретто П. Хузангая), в котором сохранен чувашский национальный колорит, народный быт, образы и язык…» (Илюхин Ю. Видный деятель чувашской музыки // Советская Чувашия. – – 12 июля). «Опера В. Иванишина «Нарспи» – крупное музыкальное полотно (по либретто П. Хузангая), в котором сохранен чувашский национальный колорит, народный быт, образы и язык…» (Илюхин Ю. Видный деятель чувашской музыки // Советская Чувашия. – – 12 июля). «Оперу Иванишина «Нарспи» можно назвать выдающимся произведением, двигающим на большой шаг вперед культуру чувашского народа. Сегодня можно смело сказать: чувашская опера это не мечта, а реальность. Первая народная чувашская опера существует!», - так писала критика об опере «Нарспи». (Илюхин Ю. Сильнее смерти // Советская Чувашия. – июня). «Оперу Иванишина «Нарспи» можно назвать выдающимся произведением, двигающим на большой шаг вперед культуру чувашского народа. Сегодня можно смело сказать: чувашская опера это не мечта, а реальность. Первая народная чувашская опера существует!», - так писала критика об опере «Нарспи». (Илюхин Ю. Сильнее смерти // Советская Чувашия. – июня). На материале музыки «Нарспи» композитором была написана и симфоническая сюита «Сильби». На материале музыки «Нарспи» композитором была написана и симфоническая сюита «Сильби». Весь свой талант композитор отдал служению народу, делу расцвета чувашской музыкальной культуры. За выдающиеся заслуги в деле развития чувашского музыкального искусства автору первой чувашской оперы и симфонии было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР. Весь свой талант композитор отдал служению народу, делу расцвета чувашской музыкальной культуры. За выдающиеся заслуги в деле развития чувашского музыкального искусства автору первой чувашской оперы и симфонии было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР.
Сигизмунд Иосифович Габер ( , Варшава , в заключении) дирижер, педагог, композитор. Два года учился в Музыкал. ин- те в Варшаве, в 1926 окончил капельмейстерский класс в Москве у С.А.Чернецкого. В преподавал в Чуваш. муз. уч-ще, в 1932 орг-вал Чуваш. гос. симф. оркестр. Автор мн. оркестровок для духов. оркестра на темы чуваш. композиторов. В 1937 репрессирован по ложному обвинению. Реабилитирован в ( , Варшава , в заключении) дирижер, педагог, композитор. Два года учился в Музыкал. ин- те в Варшаве, в 1926 окончил капельмейстерский класс в Москве у С.А.Чернецкого. В преподавал в Чуваш. муз. уч-ще, в 1932 орг-вал Чуваш. гос. симф. оркестр. Автор мн. оркестровок для духов. оркестра на темы чуваш. композиторов. В 1937 репрессирован по ложному обвинению. Реабилитирован в 1955.
Иосиф Вениаминович Люблин Родился в г. Рудня Смоленской области. В 1917 вместе с отцом переехал в Воронеж, а в в Москву. Музыке начал обучаться с 11 лет у частных преподавателей. В учился в Московской консерватории по классу фортепиано у С. Е. Фейнберга. Окончив консерваторию, вместе с В. Кривоносовым приехал в Чебоксары. С первых дней все свои способности направил на подготовку национальных кадров и организацию концертной деятельности. В музучилище он заведовал учебной частью, преподавал фортепиано, историю музыки. У него школу фортепиано прошли Г. Воробьев и В. Ходяшев, а уроки по истории музыки слушали и другие будущие композиторы - Г. Хирбю, Ф. Лукин, Г. Лебедев, А. Ор-лов- Шузьм, Ф. Васильев, А. Токарев, Т. Фандеев. И. Люблин был первым директором Чувашской филармонии, организованной в 1936 г. Еще до этого он часто выступал в концертах, проводимых в музучилище, на городских эстрадах, по радио, - как солист-пианист и как концертмейстер. Сохранились грампластинки 1937 г. с записью чувашских народных песен в исполнении И. Васильева и А. Казаковой с фортепианным сопровождением И. Люблина. Один из крупных исследователей чувашской музыки. Вместе с В. Кривоносовым и С. Максимовым подготовил монографию "Песенное творчество чувашского народа", в Москве и Чебоксарах опубликовал свои очерки "Советская музыка Чувашии" (1933), "Чувашская музыка" (1935), книгу "Олимпиада искусств в Чувашии" (1934), статьи и рецензии. Как композитор И. Люблин вошел в историю чуваш, музыки прежде всего своими сочинениями к драмам П. Осипова "Кушар" и "Симфония будней". Музыка к драме "Кушар" постоянно звучит и в театре, и на концертной эстраде: симфоническая картина "Свадьба", "Чувашская народная плясовая" и др. Жизнь И. В. Люблина трагически оборвалась в возрасте 32 лет: в 1938 по ложному обвинению он был арестован и расстрелян. Реабилитирован посмертно. Родился в г. Рудня Смоленской области. В 1917 вместе с отцом переехал в Воронеж, а в в Москву. Музыке начал обучаться с 11 лет у частных преподавателей. В учился в Московской консерватории по классу фортепиано у С. Е. Фейнберга. Окончив консерваторию, вместе с В. Кривоносовым приехал в Чебоксары. С первых дней все свои способности направил на подготовку национальных кадров и организацию концертной деятельности. В музучилище он заведовал учебной частью, преподавал фортепиано, историю музыки. У него школу фортепиано прошли Г. Воробьев и В. Ходяшев, а уроки по истории музыки слушали и другие будущие композиторы - Г. Хирбю, Ф. Лукин, Г. Лебедев, А. Ор-лов- Шузьм, Ф. Васильев, А. Токарев, Т. Фандеев. И. Люблин был первым директором Чувашской филармонии, организованной в 1936 г. Еще до этого он часто выступал в концертах, проводимых в музучилище, на городских эстрадах, по радио, - как солист-пианист и как концертмейстер. Сохранились грампластинки 1937 г. с записью чувашских народных песен в исполнении И. Васильева и А. Казаковой с фортепианным сопровождением И. Люблина. Один из крупных исследователей чувашской музыки. Вместе с В. Кривоносовым и С. Максимовым подготовил монографию "Песенное творчество чувашского народа", в Москве и Чебоксарах опубликовал свои очерки "Советская музыка Чувашии" (1933), "Чувашская музыка" (1935), книгу "Олимпиада искусств в Чувашии" (1934), статьи и рецензии. Как композитор И. Люблин вошел в историю чуваш, музыки прежде всего своими сочинениями к драмам П. Осипова "Кушар" и "Симфония будней". Музыка к драме "Кушар" постоянно звучит и в театре, и на концертной эстраде: симфоническая картина "Свадьба", "Чувашская народная плясовая" и др. Жизнь И. В. Люблина трагически оборвалась в возрасте 32 лет: в 1938 по ложному обвинению он был арестован и расстрелян. Реабилитирован посмертно.
Кривоносов Владимир Михайлович Родился 21 ноября 1904 г. (по ст. ст.) в г. Москве в семье инженера. В 1924 г. окончил Музыкальный техникум (училище) при Московской консерватории (класс скрипки Г. Н. Дулова), одновременно занимаясь под руководством А. В. Никольского на этнографических курсах Государственного института музыкальной науки. В 1930 г. окончил инструкторско-педагогический факультет Московской консерватории по специальности «теория музыки» (класс Г. Э. Конюса и Р. М. Глиэра), совершенствовался игре на скрипке у К. Г. Мостраса. В 1936 г. зачислен аспирантом Московской консерватории (научный руководитель – К. В. Квитка). Совершил несколько фольклорных экспедиций (в Азербайджан и различные области России), опубликовал ряд статей и подготовил диссертацию на тему «Классическая азербайджанская музыка» (1941, защитить ее помешала война). Совместно с Л. В. Кулаковским записал музыку старинной русской комедии «Царь Максимилиан» (1938). Автор первой чувашской музыкальной комедии «Радость» («Хаваслах»; Чебоксары, 1935), кантаты, сюиты, увертюры на темы чувашских народных песен, музыки к спектаклям драматического театра («Айдар» П. Осипова). 5 июля 1941 г. ушел в народное ополчение (находился в составе 8-й Краснопресненской дивизии). Был пулеметчиком. Погиб у реки Сож (близ Смоленска) 4 октября 1941 г. Родился 21 ноября 1904 г. (по ст. ст.) в г. Москве в семье инженера. В 1924 г. окончил Музыкальный техникум (училище) при Московской консерватории (класс скрипки Г. Н. Дулова), одновременно занимаясь под руководством А. В. Никольского на этнографических курсах Государственного института музыкальной науки. В 1930 г. окончил инструкторско-педагогический факультет Московской консерватории по специальности «теория музыки» (класс Г. Э. Конюса и Р. М. Глиэра), совершенствовался игре на скрипке у К. Г. Мостраса. В 1936 г. зачислен аспирантом Московской консерватории (научный руководитель – К. В. Квитка). Совершил несколько фольклорных экспедиций (в Азербайджан и различные области России), опубликовал ряд статей и подготовил диссертацию на тему «Классическая азербайджанская музыка» (1941, защитить ее помешала война). Совместно с Л. В. Кулаковским записал музыку старинной русской комедии «Царь Максимилиан» (1938). Автор первой чувашской музыкальной комедии «Радость» («Хаваслах»; Чебоксары, 1935), кантаты, сюиты, увертюры на темы чувашских народных песен, музыки к спектаклям драматического театра («Айдар» П. Осипова). 5 июля 1941 г. ушел в народное ополчение (находился в составе 8-й Краснопресненской дивизии). Был пулеметчиком. Погиб у реки Сож (близ Смоленска) 4 октября 1941 г. Педагогическая деятельность: Педагогическая деятельность: С 1930 по 1936 г. жил в Чувашской АССР, где вел педагогическую, исследовательскую и творческую работу (заведующий учебной частью Музыкального училища в Чебоксарах, руководитель композиторского отделения, вел музыкально-теоретические предметы и класс скрипки, записывал чувашские народные песни). С 1939 г. заведующий Кабинетом народной музыки Московской консерватории, читал курс лекций по музыкальному фольклору. В 1940–1941 гг. преподавал в Московской консерватории теоретические предметы, с 1940 г. – и. о. доцента. С 1930 по 1936 г. жил в Чувашской АССР, где вел педагогическую, исследовательскую и творческую работу (заведующий учебной частью Музыкального училища в Чебоксарах, руководитель композиторского отделения, вел музыкально-теоретические предметы и класс скрипки, записывал чувашские народные песни). С 1939 г. заведующий Кабинетом народной музыки Московской консерватории, читал курс лекций по музыкальному фольклору. В 1940–1941 гг. преподавал в Московской консерватории теоретические предметы, с 1940 г. – и. о. доцента.
Проверь себя 1. Приведите в соответствие: 1. Приведите в соответствие: А. Федор Павлов 1. Собирал и обрабатывал чувашские народные песни, ездил А. Федор Павлов 1. Собирал и обрабатывал чувашские народные песни, ездил по селам и собирал одаренных по селам и собирал одаренных детей. детей. Б. Василий Воробьев 2. Автор музыки к песне «Кай, кай Ивана» Б. Василий Воробьев 2. Автор музыки к песне «Кай, кай Ивана» В. Степан Максимов 3. Композитор, поэт, драматург, ученый, педагог, дирижер, основатель В. Степан Максимов 3. Композитор, поэт, драматург, ученый, педагог, дирижер, основатель чувашского национального хора. чувашского национального хора. Г. Геннадий Воробьев 4. Чувашский композитор, в 8 лет сочинивший «Чувашскую мелодию» Г. Геннадий Воробьев 4. Чувашский композитор, в 8 лет сочинивший «Чувашскую мелодию» 2. Ленинградский композитор, соавтор первой чувашской оперы «Нарспи» - это 2. Ленинградский композитор, соавтор первой чувашской оперы «Нарспи» - это А. В.Г.Иванишин Б. В.М.Кривоносов В. И.В.Люблин А. В.Г.Иванишин Б. В.М.Кривоносов В. И.В.Люблин