Моделирование ситуации успеха учителем Педагог-психолог Самсонова Елена Анатольевна Психолого-педагогический аспект
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться...…… Сухомлинский В.А.
С психологической точки зрения УСПЕХ - это переживание, состояние радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. С педагогической точки зрения СИТУАЦИЯ УСПЕХА - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Структура учебной деятельности как фундамент для создания ситуации успеха Структура учебной деятельности: Этапы создания ситуации успеха: Установка на деятельность Мотивационныйэтап Организационныйэтап Результативныйэтап Обеспечениедеятельности Сравнение полученных результатов с предполагаемыми
Успех на уроке Мотивирующий фактор Стимулирующий фактор
Успех как мотивирующий фактор Ситуация успеха на уроке - залог позитивной мотивационной установки на предстоящую учебную деятельность. переживание приятного чувства, вызванного преодолением трудностей, предложенных учителем; удовлетворение, испытываемое после преодоления трудностей, выбранных самим обучающимся; эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач. Позитивная учебная мотивация
Успех как стимулирующий фактор В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. моделирование ситуации успеха направлено не на весь класс, а на конкретного учащегося
Всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра успех, послезавтра… постоянное обеспечение успешности может развить ситуацию индифферентного отношения к учебной деятельности. постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.
Алгоритм моделирования ситуации успеха. Снятие страха Авансирование Скрытое инструктирование Внесение мотива Персональная исключительность Мобилизация активности или педагогическое внушение Высокая оценка детали
Психолого-педагогические принципы моделирования ситуации успеха. Использование психолого-педагогической информации о ребенке или группе. Поддержание положительного эмоционального фона. Недопустимость поддержания успеха учащегося за счет репутации других ребят. Сотрудничество с учащимися на всех этапах учебной деятельности Учитель «за кадром», его помощь ребенку должна быть скрытой. Наличие группы педагогов-единомышленников!!!
Спасибо за внимание! Педагог-психолог Самсонова Елена Анатольевна