Познание ученика – ключ к созданию оптимальных условий для его обучения, воспитания и развития индивидуальности. Психологическая служба ГОУ ЦО 1450
диагностика – (от греч. diagnostikos способный распознавать) способ познания диагностика – (от греч. diagnostikos способный распознавать) способ познания Психолого-педагогическая характеристика учащегося Психолого-педагогическая характеристика учащегося Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика Психологическая диагностика Психологическая диагностика
Педагогическая диагностика – система действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения. Диагностика, которую может осуществлять классный руководитель в работе с классом, - это педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания.
Психологическая диагностика – изучение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся с целью выявления причин возникновения проблем в развитии, определение сильных сторон личности, раннего выявления профессиональных склонностей и познавательных интересов, индивидуального стиля познавательной деятельности. Измерения, необходимые для заключения о развитии ребенка или целесообразности коррекционной работы.
Модель психологического сопровождения образовательного процесса Психологический скрининг (плановая диагностика) Выделение детей «группы риска» Психологический скрининг (плановая диагностика) Выделение детей «группы риска» Углубленная психологическая диагностика Углубленная психологическая диагностика Составление системы работы Учащиеся Развивающие занятия Консультации Учащиеся Развивающие занятия Консультации Педагоги Консультации Тематические беседы Консилиум Педсовет Методические объединения Педагоги Консультации Тематические беседы Консилиум Педсовет Методические объединения Родители Консультации Тематические беседы Родительские собрания Родители Консультации Тематические беседы Родительские собрания Мониторинг психологического сопровождения ( конец года) Мониторинг психологического сопровождения ( конец года) Психологический скрининг ( диагностика по запросу) Психологический скрининг ( диагностика по запросу)
Психологический мониторинг - комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса.
Работа психологической службы в режиме психологического мониторинга Анализ результатов результатов Рекомендации, консультации консультации Коррекционные мероприятия мероприятия Психологическая диагностика
Направления работы работы психолога психолога Психологическое просвещение Консультирование Психо- профилактика Развивающая и коррекционная работа Психодиагностика Индивидуальная (по запросу) Фронтальная (плановая, по запросу)
Психологические критерии, которые отслеживаются при помощи психологического мониторинга познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности; мотивационная сфера и динамика ее развития; эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения; личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.
Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях обучения
Диагностика познавательной сферы учащихся. этапзадачи 1 этап – поступление в школу. Выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности. 2 этап – обучение в первом классе Обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, оказание им необходимой помощи. 3 этап – обучение во втором – третьем классах начальной школы. Выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.
этапзадачи 4 этап – переход из начальной школы в среднюю. Спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития. 5 этап – обучение в среднем звене школы. Изучение и отслеживание уровня обученности школьников и развития умственных способностей. 6 этап – интеллектуальное и познавательное самоопределение. Определить умственный профиль и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов учащимися; определить приоритетное развитие гуманитарных, математических и технических способностей. 7 этап – итоговыйИзучить общий уровень умственного развития и сформированности учебной деятельности у выпускников средней школы, а также получить характеристику общей образованности учащихся.
Диагностика мотивационной сферы учащихся перед поступлением в 1-й класс; по окончании 1-го класса; по окончании начальной школы или в период поступления в 5-й класс; в период обучения в 7-м классе; по окончании 9-го класса; по окончании 11-го класса.
Диагностика эмоционально- волевой и личностной сферы поступление в первый класс и период обучения в первом классе; период перехода из начального звена в среднее и обучение в 5-ом классе; период обучения в 10-м классе.
Направления деятельности различных специалистов школы в условиях психолого-педагогического сопровождения учащихся
Диагностическая работа Педагог- психолог Классный руководитель Учитель- предметник Социальный педагог Администрация Получение запроса/плановая диагностика Разработка и планирование диагностических мероприятий Обработка результатов Информирование по итогам диагностики Предоставление психологических рекомендаций Разработка психологической работы с детьми и родителями по итогам диагностики Участие в планировании диагностических мероприятий Формулирование актуальных запросов Организация ситуации обследования Участие в мероприятиях по обсуждению результатов диагностики Применение рекомендаций в собственной деятельности Организация консультаций с детьми и родителями Формулирование актуальных запросов, исходя из проблем собственной деятельности Участие в мероприятиях по обсуждению результатов диагностики Применение рекомендаций в собственной деятельности Формулирование актуальных запросов, исходя из проблем собственной деятельности Участие в мероприятиях по обсуждению результатов диагностики Применение рекомендаций в собственной деятельности Участие в планировании диагностических мероприятий Формулирование актуальных запросов Организация ситуаций обсуждения результатов диагностики, участие в мероприятиях Принятие необходимых управленческих решений по результатам диагностики
Коррекционно-развивающая и консультативная работа Педагог- психолог Классный руководитель Учитель- предметник Социальный педагог Администрация Постановка задач коррекционно- развивающей и консультативной работы Разработка программы работы Реализация программы Проведение мониторинга эффективности работы Составление и предоставление рекомендаций по итогам работы Планирование дальнейшей работы Участие в постановке задач Организация встреч с детьми и родителями Предоставление результатов наблюдений и педагогической диагностики Применение рекомендаций в собственной деятельности Участие в обсуждении итогов и планировании новых задач Участие в постановке задач Предоставление результатов наблюдений и педагогической диагностики Применение рекомендаций в собственной деятельности Участие в обсуждении итогов и планировании новых задач Участие в постановке задач Предоставление результатов наблюдений и педагогической диагностики Применение рекомендаций в собственной деятельности Участие в обсуждении итогов и планировании новых задач Участие в постановке задач Согласование, утверждение программы работы Создание условий и предоставление времени для проведения работы Контроль эффективности работы Организация ситуаций обсуждения итогов работы планирования новых задач
Взаимодействие школьного психолога и учителя Прямая психологическая служба учительпсихологребёнок ребёнокучительпсихолог запрос работа Непрямая психологическая служба запрос работа
Уровни предоставления результатов психодиагностики результатов психодиагностики Уровни предоставления результатов психодиагностики результатов психодиагностики 1 уровень информациядляучащегося информациядляучащегося 2 уровень информациядля родителей родителей 2 уровень информациядля родителей родителей 3 уровень информациядля учителей учителей 3 уровень информациядля учителей учителей 4 уровень информациядля управленческого управленческогозвена 4 уровень информациядля управленческого управленческогозвена
Под дождём Учитель и ученик шли по дороге. Вокруг сгущались тучи и начал идти дождь. Ученик сказал: – Учитель, ты же можешь разгонять тучи, почему ты их не разгонишь, почему мы идём под дождём? Учитель ответил: – Искусство не в том, чтобы уметь разгонять тучи, а в том, – чтобы уметь ходить под дождём.
С наступающим Новым годом!