Современный урок : проблемы и новые возможности Жиздра 2008 – 2009 учебный год Методическая служба Жиздринского района
Содержание Признаки современного урока Достоинства и недостатки классно-урочной системы Требования к современному уроку Основные пути совершенствования урока
Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нём в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.
Признаки современного урока 1.Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества. 2.Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учётом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики. 3.Наличие многоплановых целей (на какой результат направлены действия: изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т.п.). 4.Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач. 5.Деятельностный подход в обучении. 6.Изменение соотношения функций учителя и учащихся в учебном процессе. 7.Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества. 8.Оптимизация содержания обучения. 9.Комплексный подход к организации учебного процесса.
Признаки современного урока 10.Совершенная структура урока. 11.Соотношение рационального и эмоционального на уроке. 12.Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих ) на трёх уровнях. 13.Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций. 14.Оперативная обратная связь. 15.Высокий, но посильный темп урока. 16.Эмоциональный подъём на уроке. 17.Наличие НОТ учителя и ученика. 18.Наличие благоприятного психологического микроклимата.
Достоинства классно-урочной системы 1.Равномерное прохождение учебного материала в строгой логической последовательности в рамках точно отведенного учебного времени. 2.Четкая организованность учебной работы. 3.Планомерное осуществление руководства учителем образования, воспитания и развития учащихся. 4.Организация учебной работы с учётом психологических особенностей овладения знаниями, умениями и навыками в их единстве с формированием личности. 5.Возможность знания учителем учащихся, ими учителя, а также друг друга. 6.Чередование труда и отдыха, способствующего внесению ритмичности и четкости в работу всей школы. 7.Обеспечение развития индивидуальных способностей каждого ученика, а также необходимых коллективистских отношений.
Недостатки классно-урочной системы 1. Сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся. 2. Ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности 3. Трудность получения современной обратной связи об уровне усвоения учебного материала школьниками. 4.Ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности. 5.Усреднение темпа прохождения учебного материала.
Недостатки традиционного урока 1.Построенный урок по схеме: «опрос-объяснение –закрепление» не обеспечивает условий реализации идей принципа развивающего обуче- ния, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность. 2.Урок нацелен на формирование у учащихся научных знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности, которая не отражена даже в структуре урока и в плане. 3.Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (опросить, объяснить, закрепить и т.д.), он а не включает деятельность учащихся (их деятельность подразумевается). 4.Основное внимание сконцентрировано на результат, достигнутый учащимися, а процесс их учения, п ротекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие с вернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.
Требования к современному уроку. 1. Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. 2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся. 3.Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформи- рованности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах. 4.Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. Их оптимальн ого воздействи я на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся. 5.Реализация на уроке всех дидактических принципов. 6.Создание условий для успешного учения учащихся.
Основные пути совершенствования урока Усиление активности, самостоятельности и творческой деятельности учащихся. Формирование у школьников положительной мотивации и потребности в знаниях. Совершенствование структуры урока. Применение на уроках активизирующих методов и средств обучения. Стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся. Оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся и учителя). Создание на уроках благоприятных эмоционально-деловых отношений.
Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. Интенсификация учебного процесса путём научной организации труда учителя и учащихся. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Анализ всей деятельности и полученных результатов учителем. Самостоятельная работа по повышению уровня своей теоретической и практической подготовки. Использование передового педагогического опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки. Использование новых педагогических технологий. Основные пути совершенствования урока
Многие учителя нашего района стремятся к высокому качеству работы через самосовершенствование и саморазвитие, применяют в своей работе новые формы обучения..
Иванюхина Наталья Александровна Учитель начальных классов МОУ Жиздринская СШ 1, второй год работает по УМК «Перспективная школа».Она в постоянном поиске « лучшего содержания образования в лучшей форме». Для неё важным является формирование у учащихся эмоционально- ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Помазёнков Евгений Валерьевич Учитель иностранного языка МОУ Жиздринская СШ 1, включает в содержание урока упражнения творческого характера с использованием ИКТ. Знание разных технологий, их дифференцированное применение на уроках, умение работать творчески, с душой одно из требований к современному уроку.
Марченкова Ольга Владимировна учитель начальных классов МОУ «Жиздринская СШ 2», победитель Приоритетного национального проекта «Образование» Она находится в постоянном поиске, не перестает удивлять коллег своими творческими находками.
Саноян Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ «Жиздринская СШ 2»,победитель Приоритетного национального проекта «Образование». Развитие учителем в себе и использование на уроке артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства, регулярный анализ полученных на уроке результатов обучения, воспитания, развития школьников отличает современный урок этого учителя
Прокопов Валерий Витальевич учитель русского языка и литературы МОУ Зикеевской СШ Обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование различных средств обучения, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся – одно из методических требований к современному уроку.
Шведов Сергей Васильевич учитель физической культуры МОУ Огорской СШ приоритетным направлением в своей работе считает воспитание будущего поколения – формирование физически развитого, крепкого духом молодого человека, любящего свою Родину, знающего свои корни, свою веру, честного, смелого, уважающего старшее поколение.
Декарт сказал: « Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Наш ученик имеет «хороший ум», задача современного учителя – найти применение этому уму.