Рекомендации по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальности Биология.
Итоговые государственные экзамены педагогических вузов являются квалификационными и предназначены для определения уровня теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач в области среднего образования. Итоговые государственные экзамены педагогических вузов являются квалификационными и предназначены для определения уровня теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач в области среднего образования.
На государственном экзамене проверяются не только знания выпускников по специальности, но и их способность к выполнению профессиональных задач в учебном процессе в школе, т.е. сформированные компетенции. В этой связи итоговый государственный экзамен должен носить комплексный характер и выявлять уровень общепрофессиональной и специальной подготовки выпускников.
По специальности Биология разработаны два комплекта: комплексные экзаменационные билеты комплексные экзаменационные билеты комплексные проекты комплексные проекты
Комплексные экзаменационные билеты по биологии
Выпускнику предлагается выполнить ряд заданий: Раскрыть содержание темы в рамках биологической специализации. Раскрыть содержание темы в рамках биологической специализации. Определить и обосновать объем содержания данного учебного материала в школьном курсе биологии, учебно-воспитательные задачи темы. Определить и обосновать объем содержания данного учебного материала в школьном курсе биологии, учебно-воспитательные задачи темы. Определить и обосновать методику изучения данной темы в школе: Определить и обосновать методику изучения данной темы в школе: Спроектировать фрагмент урока, игры, экскурсии, и т.д.. Спроектировать фрагмент урока, игры, экскурсии, и т.д.. Определить формы контроля знаний учащихся по изученной теме. Определить формы контроля знаний учащихся по изученной теме.
Б И Л Е Т 31 Тема: «Генетика человека». 1. Основное содержание темы: геном человека, методы изучения генетики человека, наследственные заболевания человека. Значение генетики для развития медицины. 2. Значение элективных курсов в предпрофильной и профильной подготовке учащихся. 3. Цель и основные задачи изучения темы. Отбор содержания элективного курса. 4. Методы и методические приемы проведения занятий по элективному курсу.
II. Комплексные педагогические проекты.
Этапы подготовки проекта: Выбор темы и определение цели проекта Выбор темы и определение цели проекта Определение источников информации и их анализ. Определение источников информации и их анализ. Отбор и обоснование учебного материала. Отбор и обоснование учебного материала. Составление плана изучения темы. Составление плана изучения темы. Определение педагогических технологий и методов изучения темы. Определение педагогических технологий и методов изучения темы. Отбор средств наглядности. Отбор средств наглядности. Краткое содержание уроков по теме (план). Краткое содержание уроков по теме (план). Определение самостоятельной деятельности учащихся. Определение самостоятельной деятельности учащихся. Определение форм контроля знаний учащихся по теме. Определение форм контроля знаний учащихся по теме. Компьютерная презентация проекта Компьютерная презентация проекта
1.Методика формирования и развития понятий о клеточном строении и растительных тканях в школьном курсе биологии 6 класса. Формирование учебных умений у школьников на уроках биологии. 2.Методика изучения темы «Тип Кишечнополостные» в школьном курсе биологии в 7 классе. Использование средств наглядности при изучении темы.
5.Методика изучения темы «Реализация наследственной информации в клетке. Матричные реакции» в школьном курсе общей биологии. Использование компьютерных технологий при изучении темы. 6.Методика изучения закономерностей наследственности в школьном курсе общей биологии. Решение генетических задач.
7.Методика изучения темы «Теория эволюция. Закономерности эволюции» в школьном курсе общей биологии. Применение лекционно-семинарских технологий при изучении темы. 8.Методика изучения темы «Происхождение человека» в школьном курсе общей биологии. Организация дискуссии на семинарском занятии.
ГЭК по истории 1. Система подготовки учителя к преподаванию истории и к уроку. Практическое задание. Сформулируйте три варианта целевой установки урока на тему «Россия при Петре I» (7 кл.). Объясните, каким образом целевая установке определяет методический вариант урока. Практическое задание. Сформулируйте три варианта целевой установки урока на тему «Россия при Петре I» (7 кл.). Объясните, каким образом целевая установке определяет методический вариант урока.
2. Роль исторических понятий в обучении истории. Классификация исторических понятий. Методические приемы и средства изучения понятий. Практическое задание. Показать фрагмент урока по истории России для 7 кл. «Государственный строй России в XVII в.», где формируется понятие «сословно- представительная монархия» (индуктивный и дедуктивным способами). Практическое задание. Показать фрагмент урока по истории России для 7 кл. «Государственный строй России в XVII в.», где формируется понятие «сословно- представительная монархия» (индуктивный и дедуктивным способами).