Тема урока. Художественная культура Европы эпохи Просвещения.
Цель урока Предоставить возможность установить преемственные связи между эпохами Ренессанса и Просвещения
Задачи урока Познакомиться с выдающимися представителями эпохи Просвещения в области литературы, живописи, музыки. Найти общечеловеческие, гуманистические ценности которые актуальны для современного общества.
Даниель Дефо( ) Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» стал гимном труду, ясной человеческой мысли, настойчивости и мужеству
Джонатан Свифт ( ) Ирландский священник «Приключения Гулливера»- это пародия на роман Дефо
Фридрих Шиллер ( ) Германский поэт Его произведения: «Коварство и любовь», «Дон Карлос» «Разбойники» «Вильгельм Телль»- это мятежное стремление к свободе, утверждение человеческого достоинства
Иоганн Вольфганг Гете ( ) Немецкий писатель, мыслитель и естествоиспытатель Его произведения «Эгмонт», «Страдания молодого Вертера». драма «Фауст»
Пьер Огюстен Карон де Бомарше ( ) Сын парижского часовщика, сумевший пробить дорогу в королевский дворец. Знал цену «сильным мира сего» О его комедии «Женитьба Фигаро»Людовик XIY сказал : «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену»
Антуан Ватто (1684 – 1721) Основоположник рококо в живописи. Придворный живописец.
Богатство эмоциональных оттенков Ватто подчеркивает пейзажем, окрашенным тонким лирическим чувством, изящной выразительностью поз и жестов, изысканностью нежных цветовых сочетаний, трепетной игрой красочных нюансов и как бы вибрирующих мазков. Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто выполненные обычно сангиной либо в три цвета (мел, сангина, итальянский карандаш) и запечатлевшие разнообразные типы французского общества начала XVIII века; легкие штрихи и волнистые линии воссоздают в них нюансы пластической формы, движение света, эффекты воздушной среды. "Танец""Танец" Государственный музей, Берлин "Любовная песня" "Любовная песня" 1717 Национальная галерея, Лондон "Капризница""Капризница" 1718 Эрмитаж, Санкт-Петербург
Буше (Boucher) Франсуа (1703–1770), французский живописец.
Франсуа Буше, был самым знаменитым художником рококо который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи. "Похищение Европы" "Похищение Европы" 1734, Собрание Уоллес, Лондон "Портрет маркизы де Помпадур" "Портрет маркизы де Помпадур" 1756, Ст. пинакотека, Мюнхен "Летняя пастораль" "Летняя пастораль" 1749
Давид (David) Жак Луи (1748–1825), французский живописец. Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII века культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели.
"Клятва Горациев" "Клятва Горациев" 1784, Лувр, Париж "Смерть Сократа" "Смерть Сократа" 1787 Метрополитен - музей, Нью-Йорк "Смерть Марата" "Смерть Марата" 1793
Иоганн Себастьян Бах ( ) «Не ручей! Море должно быть имя ему» Бетховен Лейпциг Его произведения: «Страсти по Матфею»
Вольфганг Амадей Моцарт ( ) «Вечный свет в музыке. Имя тебе –Моцарт» А.Г.Рубенштейн Зальцбург Основные произведения: «Женитьба Фигаро»,Симфония 40,
Людвиг ван Бетховен ( ) «Придет время, и о нем заговорит весь мир» Моцарт Вена Основные произведения: Лунная соната Симфония 3 «Героическая» «Аппассионата»
Основные выводы 18век - яркая страница истории мировой культуры, Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению человека, мечтали с помощью искусства исправить человеческие нравы. Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных силах, утверждали могущество разума, способность выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды. Идеальный герой просветителей- человек способный на подвиг, самопожертвование.
Домашнее задание: Создание таблицы. Направление искусства АвторПроизведенияВедущие идеи Литература Изобразительное искусство Музыкальное искусство